В последние годы в деятельности школьных библиотек по удовлетворению потребностей учащихся наступил качественно новый этап. Если в предыдущие годы это направление работы преимущественно связывалось с пропагандой библиотечно-библиографических знаний; с обучением рациональным методам работы с книгой, культуре чтения, то в современных условиях в ее составе выделилось направление по формированию знаний и умений пользователей библиотек в области новых информационных технологий.
Работая в библиотеке, одним из важных ее направлений, считаю работу по привитию учащимся информационной культуры. Благодаря поддержке директора школы Буйницкой Л.Ф., зам. директора по учебной части Кадейкиной Р.И., зам. директора по воспитательной работе Савиной Т.В. это направление моей работы сложилось в определенную систему. Систематичность в этом направлении требует совместной работы учащихся, библиотекаря, учителей и родителей. И чем раньше начинает эту работу такой союз единомышленников, тем лучше и успешней происходит обучение детей, а в будущем и пользователей новых информационных технологий.
Начиная с 2003 года начала осваивать информационные технологии на курсах: «Использование информационных технологий» (2003 г.), «Освоение офисных технологий Microsoft Word» (дистанционный курс) (2005 г.), краткосрочные курсы АБИС «МАРК-SQL», проводимых Красноярским Краевым ИПК РО (2005 г.), «Информационные технологии для библиотекарей общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования» (2008г.)
В 2005 году на базе нашей школьной библиотеки начал осуществляться школьный проект «Ресурсный центр – основа формирования информационной культуры» и был создан Ресурсный центр (медиатека). При поддержке завуча по ИКТ Закурдаевой Н.А. были представлены этапы реализации создания Ресурсного Центра.
Этапы реализации создания Ресурсного Центра:
§ 1-й этап проектно-организационный – 2005/2006 уч.год(создание условий для функционирования ресурсного центра (медиатеки).
§ 2-й этап преобразующий - 2006/2007 уч.год
§ 3-й этап аналитико-рефлексивный –1 полугодие 2007/2008 уч. г.Ресурсный Центр является структурным подразделением общеобразовательного учреждения, где созданы условия для самостоятельной информационно-учебной деятельности учащихся, развития у них потребностей в повышении уровня своей информационной культуры. Учащиеся имеют свободный доступ к различным источникам информации для самостоятельной и самообразовательной деятельности. Отмечается и такой положительный момент, как накопление и организация фонда информационных ресурсов (учебная, справочная и методическая литература, периодика, разработки учителей и учеников, Интернет-ресурсы и др.) в соответствии с информационными потребностями всех участников педагогического процесса.
Цели ресурсного центра:
§ поддержка и обеспечение реализацию целей, сформулированных в образовательной программе образовательного учреждения в условиях информатизации
§ обеспечение свободного доступа к информации на различных носителях всем участникам педагогического процесса
§ организация различных форм, которые повышают уровень информационной культуры пользователей
§ организация различных форм распространения педагогической и образовательной информации для всех групп пользователей.
Задачи школьного ресурсного центра:
§ организовать доступа к информации учащихся, педагогов и других категорий пользователей
§ обеспечить учебно-воспитательный процесс учебными и вспомогательными документами и информационной продукцией
§ формировать у пользователей навыки информационной культуры: обучать пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации
§ оказывать методическую, консультационную помощь
§ формировать политику информационно-библиотечного обеспечения общеобразовательного учреждения
§ формировать школьный информационно-методический банк на различных видах носителей информации и максимально его использовать
§ совершенствовать традиционные и осваивать новые библиотечные технологии
§ расширять ассортимент библиотечно-информационных услуг, повышать их качество на основе использования оргтехники и компьютеризации библиотечно-информационных процессов.
На втором этапе работы началось освоение АБИС «МАРК-SQL»
и использование электронного каталога в работе с пользователями (пока на периодику). В настоящее время учет учебной литературы и остального фонда ведется в формате Excel.
Сейчас имея в своей библиотеке три компьютера, сканер, принтер, мультимедиапроектор, фотоаппарат, бесплатный доступ к сети Интернет я имею возможность провести занятие по информационной культуре с их применением, что способствует повышению активности учащихся, эффективности использования традиционных и нетрадиционных носителей информации.
Со дня образования РЦ:
Выдано книг учебников справок читателей (чел.) Электронных изданий (шт.):
2005-06 25185 7587 678 662 127
2006-07 24139 4907 771 486 120
2007- 08 22350 5447 878 472 383
2008-09[1] 11505 3956 523 376 68
Число посещений Посетили уроки Оформлено выставок
и массовые меропр.
2005-06 11133 3140 21
2006-07 12287 4110 16
2007-08 10968 4043 16
2008-09 7290 293 16
[1] Данные этого года значительно понизились из-за моей болезни (2,5 месяца «выпали» из работы) Такие данные наглядно доказывают преимущества создания Ресурсного Центра в нашей школе. Количество детей, пользующихся всеми видами информации и другими услугами РЦ, увеличивается.
В октябре 2007 года приняла участие в Региональной выставке-конференции «День открытых дверей» в г. Красноярске. Тема моего доклада: «Создание школьного ресурсного центра – как один из результатов деятельности школьной команды по информатизации ОУ».
Благодаря Интернету и публикациям на страницах журнала «Школьная библиотека», приложения к газете «Первое сентября» «Библиотека в школе», я получила возможность познакомиться с работой библиотек Кузбасса, где уже накоплен интересный опыт в этом направлении и с опытом других библиотек.
Понимая, что за один два года, без специально разработанной программы, и материалов к ней невозможно добиться хороших результатов, я поставила перед собой цель, учитывая возрастные особенности, и появившиеся возможности Ресурсного Центра начать занятия по ББГ для учащихся начальной школы и отдельные занятия для учащихся 5-8 классов.
Тематический план занятий «Час книги и чтения» 1-4 классы:
ПЕРВЫЙ КЛАСС
1.«Экскурсия в школьную библиотеку». Правила обращения с книгой. 1ч
2.«На сказочной планете». Лучшие сказки писателей в изданиях для детей. Расскажи о сказке интересно. 1ч
ВТОРОЙ КЛАСС
1.«Тайна выцветших строк: рукописная книга». Основные сведения. 1ч
2.«Книга от доски до доски». Углубление знаний о структуре книги. 1ч
3.«Вхождение в книжное царство». Разнообразные типы и виды изданий. 1ч
4.Литературна игра «Кто? Где? Когда?» 1ч
ТРЕТИЙ КЛАСС
1.«Про рукаря Ивана, или изобретение книгопечатания. История появления печатной книги, роль изобретения». 1ч
2.«Как сделана книга»: конструкция книги. 1ч
3.«Все обо всем». Научно-художественная книга о живой и неживой природе. 1ч
4.Конкурс-презентация «Книга ищет читателя». 1ч
ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС
1.«Суем свой нос в любой вопрос»: словари, энциклопедии, справочники. 1ч
2.«Русской речи государь по прозванию словарь «. Самостоятельная работа с разными типами словарей и справочников. 1ч
3.« Мир без границ». Вокруг света с периодикой. 1ч
4.Конкурс-презентация «Книга ищет читателя». 1ч
Основы информационной культуры 5-8 класс
ПЯТЫЙ КЛАСС
1.К истории древнерусских библиотек. Библиотека Ивана Грозного. Красноярский библиофил Г.Юдин. 1ч
2.Информационная культура школьника: основные понятия, значение информации в жизни человека. 1ч
3.Конкурс-презентация «Книга ищет читателя». 1ч.
4.Конкурс на лучший отзыв о прочитанной книге. 1ч
Начиная с шестого класса и учитывая разный уровень подготовки учащихся, особое внимание стараюсь уделить индивидуальным и групповым консультациям.
ШЕСТОЙ КЛАСС
1.«Словари – сокровищницы языка». 2ч
2.Информационная культура - путь к последующей самообразовательной работе школьника (индивидуальные консультации). 1ч
3.«Неизвестное об известном»: самостоятельное нахождение школьником (пользователем) информации из различных источников, ее переработка. 2ч
4.Презентация-конкурс «Что? Где? Когда?» на лучшего знатока книги. 1ч
СЕДЬМОЙ КЛАСС
1.«Энциклопедии»: виды и назначение энциклопедий. 2ч
2.Ресурсные возможности школьной библиотеки: отбор и анализ информации по различным источникам (индивидуальные и групповые консультации). 2ч
3.Информационные потребности школьника в ходе учебной и научно-познавательной деятельности (индивидуальные и групповые консультации). 1ч.
5.Самостоятельная работа школьника (пользователя) при поиске информации, ее переработка (индивидуальные и групповые консультации). 1ч
ВОСЬМОЙ КЛАСС
1.Информационные ресурсы общества и информационная культура (индивидуальные и групповые консультации). 2ч
2.Библиотека как информационно-поисковая система (индивидуальные и групповые консультации). 3ч
3.Ресурсы библиотеки по Краеведению. 1ч
Занятия по информационной культуре проводятся с первого класса - это библиотечные уроки и игры, беседы, практические занятия, конкурсы, экскурсии, лекции. Внедряю и такие формы работы, как уроки-игры, уроки-путешествия, групповые и индивидуальные консультации.
В первом классе с большим успехом в проходит традиционная «Экскурсия в библиотеку». Ребята знакомятся с абонементом и читальным залом, Совенок и мальчик Читай-ка с помощью библиотекаря рассказывают ребятам о доме, в котором живут «путеводители» по жизни – книги. Для этого мероприятия обязательно оформляю выставку из самых красочных книг, с большими буквами.
С учащимися 2-4 классов после теоретической части обязательно следуют вопросы на закрепление и практическая часть занятия. Дети этих классов очень активны, стараются высказать свое мнение. На занятиях включаю игровые моменты, поощряю, когда дети делают выводы сами, полно отвечают на вопрос, учатся выделять главное и прослеживать цепочку: слово, словосочетание, предложение, взаимосвязь между ними. Обязательно спрашиваю об их отношении к книгам, конкретно к какому-либо моменту, к героям произведений, обращаю внимание на то, что автор «разговаривает» с каждым читателем отдельно.
У ребят среднего звена появляются новые увлечения, и они меньше посещают абонемент и меньше читают художественной литературы. Поэтому приходится «рекламировать» ту или иную книгу. Пример тому - «Неделя детской книги». Для учащихся 6 класса была подготовлена Презентация-конкурс «Что? Где? Когда?» на лучшего знатока книги. Выяснили, что произведения А.Беляева заслуживают внимания, что «это круто», «это страшилки». Эпитеты были высказаны самими ребятами, т.е. книги привлекли к себе внимание. Несколько человек попросили эти книги почитать! Если на абонемент ребята приходят реже, то в читальный зал Ресурсного Центра приходят постоянно. Словари, энциклопедии, диски, сеть Интернета позволяют получить любую справку быстро, что радует, так как ребенок получает возможность самостоятельно находить и выбирать нужную информацию. Стараюсь отслеживать, чтобы учащиеся пользовались не только сетью Интернет, но и традиционными источниками.
При написании сообщений, рефератов, докладов, выполнении работ ШНОУ обращаю внимание на то, чтобы сформулировали цель или желаемый результат работы с текстом. Задали вопрос: о чём я буду читать? Чего жду от этого источника информации? Определили, что может быть полезного в тексте, на что стоит обратить особое внимание, выделяли ключевые слова, что их продукт – вторичный документ. Если это работа с традиционным источником информации, обращаю внимание на алфавитный и предметный, хронологический указатели и другие элементы книги. Ребятам приходится напоминать об алфавитном и систематическом каталоге, картотеках. Было начато использование электронного каталога (пока на периодику – 64 статьи) АБИС «МАРК-SQL», к сожалению, работа в этом направлении пока остановлена, причин несколько: это и сокращение второго библиотекаря, а самое главное, нужен новый доработанный вариант этой программы и курсы, курсы. Учет всего фонда я веду в формате Excel. Через сортировку можно выявить книгу и по автору, и по отделу, и по году издания.
Для учащихся 9-11 классов работала проектная группа «Клуб любителей ИТ (Информационных Технологий)» по созданию презентаций о жизни и творчестве писателей и поэтов 20 века. В течение учебного года было создано 8 презентаций.
Начиная со следующего учебного года в 5-9 классах, планирую углубить проникновение в суть процессов обработки информации, обратить особое внимание на алгоритм действий по нахождению и переработки информации, т.к. вижу затруднения у ребят, дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности.
Сейчас в нашем РЦ проводится ремонт, очень надеюсь, что завершится к январю 2010 года и все дети, родители и учителя вновь получат в него доступ.
Здравствуй, Людмила. Интересно было познакомиться с Вашим опытом по преобразованию школьной библиотеки в ресурсный центр. Спасибо и за публикацию плана занятий по ББЗ. Ваш опыт мне оказазался очень полезным и своевременным. Желаю успеха в Вашей интересной деятельности!
ОтветитьУдалить