понедельник, 23 ноября 2009 г.

ГИА (Государственная итоговая аттестация) для выпускников 9-х классов. Русский язык.



Учитель русского языка и литературы Кокова Н.Н. рекомендует для подготовки выпускников 9 классов к ГИА по русскому языку:теоретические знания "Изобразительно-выразительные средства языка" к заданию А-7.
Может быть использовано учащимися 5-8 классов для подготовки к урокам русского языка и литературы, на факультативных занятиях.

Фонетические средства (фоника)
1. Аллитерация – повторение согласных, усиливает образность, выразительность речи, её смысловую сторону: - Город грабил, грёб, грабастал. (М,)
2. Ассонанс – повторение гласных, усиливает образность, выразительность речи, её смысловую сторону: - Скучно нам слушать осеннюю вьюгу.
3. Звукоподражание – слово, передающее звуковое впечатление явления, предмета; имеет иллюстративный характер: - Мяуканье, хихиканье, тараторить, дребезжать.
Вот дождик вкрадчиво прокрапал.
4. Интонация – бывает ораторская, эпическая, разговорная.
5. Ритм – создаёт настроение, усиливает эмоциональные средства; ритм может приобретать насмешливую интонацию, имитировать народную песню и т.д.
6. Паузы – бывают логические – подчёркивают слово; эмоциональные – передают речь неторопливую, взволнованную.
7. Рифмы – в поэтической речи.

Лексические средства (тропы)
1.Эпитет – образное, художественное определение предмета, действия. Типы эпитетов: общеязыковые ( трескучий мороз); народно – поэтические (красная девица); индивидуально – авторские (мармеладное настроение). Золотая роща. Заливались весёлые птахи. Лазурь небесная смеётся. Гордо реет буревестник. Поэт – эхо мира.
2. Сравнение – сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного описания первого. И берёзы стоят, как большие свечки. Ночь хмурая, как зверь стоокий, глядит из каждого куста. Хандра ждала его на страже, и бегала за ним она, как тень иль верная жена. ( развёрнутое сравнение, т. е. используется сразу два образа).
3. Метафора - слово, словосочетание, развёрнутое высказывание, в котором содержится скрытое сравнение на основе сходства.
Целый день осыпаются силуэты багряных сердец.
Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком.(развёрнутая метафора, т.е. нанизывание метафор).
Поёт зима – аукает, мохнатый лес баюкает.
Ситец неба голубой.
Поля шляпы (стёртая метафора).
4. Олицетворение – троп, состоящий в приписывании неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ.
И звезда с звездою говорит.
Спит черёмуха в белой накидке.
Время бежит.
5.Метонимия – слово, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между предметами, явлениями.
Я три тарелки съел.
Молчалины блаженствуют на свете.
Медь не померкла. (доспехи)
6.Синекдоха – замена множественного числа единственным, употребление целого вместо части (и наоборот).
Все флаги в гости будут к нам.
7.Аллегория – иносказание, изображение конкретного понятия в художественных образах (в сказках, баснях, пословицах, былинах).
Хитрость – в образе лисицы; мужество и сила – в образе Ильи Муромца; красота – в образе Аполлона.
8.Гипербола – преувеличение свойств, качеств. Я сто раз говорила. Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега.
9. Литота – преуменьшение свойств, качеств.
В двух шагах отсюда.
Ваш шпиц не более напёрстка.
10. Перифраза – пересказ, описательный оборот, содержащий оценку:
Белокаменная столица (Москва).
Унылая пора! Очей очарованье. (осень).
Доктор, доктор, а нельзя ли изнутри погреться мне? ( это эвфемизм – средство для создания юмора).
11. Каламбур – игра слов, юмористическое использование многозначности слов или омонимии:
Взять жену без состояния – я в состоянии, но входить в долги для её тряпок – я не в состоянии.
Мой дорогой, очень дорогой портной.
12. Паронимы – слова, близкие по звучанию, но разные по значению; нередко для характеристики персонажа, подчёркивания смысла:
Розыск сбежавшего жениха не обвенчался успехом.
Потоки патоки.
Служить бы рад – прислуживаться тошно.
13.Оксюморон – сочетание логически несовместимых понятий:
Убогая роскошь наряда. Звонкая тишина. «Горячий снег».
14. Синонимы – слова, близкие по значению; используются для перечисления, точности, градации, чтобы избежать тавтологии:
Впереди рисовалась жизнь новая, широкая, просторная (контекстуальные синонимы).
Прошёл месяц. Пробежал второй. Пролетел третий.
15. Устаревшие слова – архаизмы, историзмы; используются для воссоздания исторической обстановки и речи героев, для создания торжественности стиля:
Златой порфирою блистает, покрыта лаврами глава.
16. Неологизмы – новые слова – общеязыковые или авторские – для создания художественного эффекта:
Я влюблён, я очарован, словом, я огончарован.
Пусть сосны бурей омамаены.
17.Просторечная и диалектная лексика – придаёт тексту выразительность, употребляется в речи персонажей:
А вчерась мне была выволочка.
Пахнет рыхлыми драчёнами. У порога в дёжке квас.
18.Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов; помогают строить текст, придают ему шутливую окраску; средство речевой характеристики персонажа:
Первый дачный блин вышел, кажется, комом.
Дело не в новой метле, а в том, как она метёт.
19.Лексический повтор – повторение слова, словосочетания в предложении или в тексте:
Ветер, ветер на всём белом свете.
20.Крылатые выражения – афоризмы, имеющие авторство:
Как белка в колесе.
Привычка свыше нам дана, замена счастию она.
21.Пословицы, поговорки:
Что написано пером, не вырубишь топором.
Нет худа без добра.
22. Ирония – вид тропа, употребление слова в смысле, обратном буквальному; цель – тонкая или скрытая насмешка; высшая степень иронии – сарказм:
Посмотрите, каков Самсон! ( о слабом, хилом человеке)
Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши.
23. Парадокс – неожиданный, расходящийся с логикой или привычным мнением вывод:
Тише едешь – дальше будешь.

Синтаксические средства (стилистические фигуры)
1.Инверсия – изменение нейтрального порядка слов в целях усиления выразительности, введение дополнительных оттенков смысла:
Вывели лошадей. Не понравились они мне.
2.Эллипсис – пропуск какого-либо члена предложения, чаще сказуемого, в стилистических целях:
Тёркин мой – к огню поближе.
3.Умолчание – незаконченное высказывание, используется для выражения напряжённой , взволнованной речи:
Я страдал…Я хотел ответа… Не дождался …Уехал…
4.Вопросительное предложение – синтаксическая организация речи для смыслового и эмоционального выделения центров, создаёт манеру беседы:
Что же такое эта сигнализация?
Как выйти из кризиса?
5.Риторический вопрос – вопрос, в котором содержится утверждение:
Кто же не радовался солнечному лучу?
Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?
6.Риторическое обращение – выделение важных смысловых позиций, идей:
Не шуми, осина, не пыли, дорога. Пусть несётся песня к милой до порога.
Голова ты моя удалая, до чего ж ты меня довела!
7.Риторическое восклицание – для демонстрации высшей точки концентрации чувств:
О времена, о нравы!
Да здравствует Солнце, да скроется тьма!
8.Период – синтаксическая структура, в которой 1-ая часть – эпическое повествование,
2-ая – вывод:
Если есть в человеке, в душе его такие понятия, как совесть, долг, нравственность, правда и красота, если хоть в малой степени есть, - то не заслуга ли это в первую очередь великой литературы?
9.Параллелизмы – сходное расположение элементов, однотипное построение:
Ямщик свистнул, лошади поскакали, колокольчик загремел.
Книга – хранилище знаний. Книга – вместилище всего великого опыта человечества. Книга – неистощимый источник эстетических раздумий.
10.Градация – «лесенка» близких по смыслу слов с нарастанием (или убыванием) их силы, с нагнетанием впечатления:
Не жалею, не зову, не плачу…
Звериный, чужой, неприглядный мир.
11.Антитеза – стилистическая фигура контраста, сопоставление, противопоставление противоположных понятий:
Глупый осудит, а умный рассудит.
Как медлит время, когда мы спешим, и как оно спешит, когда мы медлим.
12.Анафора – повтор, повторение начальных слов:
Клянусь я первым днём творенья, клянусь его последним днём…
Не та стала Россия, не та Москва, не те стали мы с вами.
13.Эпифора – повтор, повторение конечных слов:
Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник. Почему именно титулярный советник?
14.Композиционный стык – повтор слова в середине фразы или на стыке двух предложений:
О весна без конца и без края, без конца и без края мечта.
15. Присоединительные конструкции, парцелляция – разделение предложения на части; является средством экспрессии, создания новых смыслов:
Он пришёл домой поздно вечером. Один. Когда все перестали его ждать.
Река ошалела от весеннего напора воды. Клокотала. Бурлила. Требовала простора.
На дворе осень. Поздняя.
16. Именительные представления – изолированный номинатив, называет тему повествования, призван вызвать интерес к предмету высказывания, усиливает его звучание:
Долгожители. Думаешь о них, ив памяти возникают Мафусаилы нашего времени…
17. Разговорные синтаксические конструкции – особая организация речи, которая создаёт экспрессию, так как отражает особенности разговорного стиля:
С годами человек нет-нет да и возвращается мыслями к дружбе.
А Седьмая симфония Шостаковича – она же помогла выстоять Ленинграду.
18. Вопросно- ответные конструкции – неполные предложения, образующие диалогическое единство; из разговорной речи проникают в художественную и публицистическую речь:
- Какие новости? – спросил офицер.
- Хорошие!
19. Односоставные предложения, неполные предложения, ряды однородных членов, вводные структуры и др. – могут быть средством выразительности:
Золото холодное луны, запах олеандра и левкоя.
- Фёкла, за доктором!
За всё я отвечаю в этом мире – за вздохи, слёзы, горе и потери.
К нашему счастью, взошло, наконец, прекрасное солнце.

Функции языковых средств выразительности

1.Экспрессивная функция:
- эмоциональность – отражение личностного взгляда человека на мир, выражение оценки, чувства;
- наглядность – способствует наглядному отражению картины внешнего мира, внутреннего мира человека;
- оригинальное отражение действительности – показ предметов и явлений с новой, неожиданной стороны;
- отражение внутреннего состояния пишущего;
- привлекательность речи, эстетичность.
2.Стилистическая функция заключается в том, что языковые средства придают тексту определённую стилистическую окраску: книжную, разговорную; помогают создать комический эффект.
3. Смысловая функция: языковые средства несут дополнительную смысловую нагрузку, т.е. происходит приращение смысла.
4.Текстообразующая функция: языковые средства выразительности создают ткань текста, участвуют в построении текста.

Комментариев нет:

Отправить комментарий