понедельник, 26 апреля 2010 г.


ИТОГИ
проведения Недели детской книги в МОУ ООШ№6
Неделя детской книги в нашей школе проходила с 5 по 8 апреля и была посвящена 65-летию Победы. Девиз Недели детской книги: «Путь мужества и славы».
Основной целью проведения Недели являлось повышение интереса школьников к истории, литературе, расширение знаний о Великой Отечественной войне 1941-45г.г.
Количество проведенных мероприятий - 6, проведены конкурсы рисунков, стихотворений, игра-викторина о Великой Отечественной войне, в которой принимали участие родители совместно с детьми.
5 апреля: Урок памяти «Дети сороковых, пороховых» (презентация) 5 «А», «Б» классы;
6 апреля: Поэтический час «Мы должны помнить» 2 «А», «Б» классы;
Конкурс рисунков «Пусть всегда будет мир» (задание на каникулы)
Кроссворд на тему «Великая Отечественная война» (задание на каникулы);
· 7 апреля: «Пионеры-герои» (презентация) 3 «А», «Б» классы;
· 8 апреля: Урок памяти «Дети сороковых, пороховых» (презентация) 7 «Б» класс;
· 8 апреля: «Страницы той страшной войны»: книги о Великой Отечественной войне (презентация) 4 «А» класс. Книга Е.Ильиной «Четвертая высота».
Отзывы о мероприятиях:
Урок памяти «Дети сороковых, пороховых» (презентация) Савина Т.В. – зам директора по ВР.
· Проведенное мероприятие соответствует возрасту детей, поэтому материал очень заинтересовал детей. Ребята с большим вниманием слушали рассказ о дневнике Тани Савичевой, о пионерах-героях, которые наравне с взрослыми защищали страну, об ужасном положении детей в концлагерях, смотрели видеосюжеты и слайды. С особым интересом учащиеся восприняли рассказ о дедушке их одноклассницы Алпатовой Ани. Это вызвало желание и у других учащихся класса принять участие в написании сочинения «Моя семья помнит и знает» о родственниках, принявших участие в войне, или о тех, кто трудился в тылу.
Урок памяти «Дети сороковых, пороховых» (презентация) Закурдаева Н.А. классный руководитель 5 «Б» класса.
Исторические факты о начале войны, о ходе войны сопровождались звуковыми файлами и фрагментами видеохроники 40-х годов. Это придавало торжественность и приковывало внимание детей, которые мало что знают о ВОВ. Множество иллюстраций и фотографий военных лет было использовано при создании презентации, они увеличивали наглядность урока и способствовали запоминанию фактов. Рефлексия в конце занятия показала, что мнение детей единодушны: урок им очень запомнился, заставил их прочитать и узнать о войне больше.
«Страницы той страшной войны»: книги о Великой Отечественной войне (презентация)
4 «А» класс. Книга Е.Ильиной «Четвертая высота», Трифонова И.А. учитель 4 «А» класса.
В начале мероприятия детям была показана презентация «Поэты и писатели о войне». Вступительное слово сопровождалось показом кадров военных лет. Дети узнали много нового для себя, смотрели презентацию с большим интересом. Основная часть мероприятия – выступление детей, заранее подготовленных. Ребята рассказывали своим одноклассникам о книге «Четвертая высота» Е.Ильиной. Поделились своими впечатлениями от прочитанного произведения. Учащиеся с интересом слушали новый материал, активно участвовали в ходе занятия, задавали много вопросов. Завершилось мероприятие показом выставки книг о войне и рекомендациями библиотекаря прочитать ту или иную книгу.
Для меня самой было очень важно, что после каждого мероприятия, беседы, ребята задавали вопросы – это говорит о заинтересованности к этой важной теме. К тем событиям, которые очень важны в истории нашей страны.
В рамках недели было объявлено о конкурсе сочинений на тему «Моя семья помнит и знает». Строки из сочинений ребят:
Аликина Ирина 5 «А» класс. Все мои дедушки воевали. Косинов Тихон Евстафьевич прошел три войны: Финскую, Великую Отечественную и Японскую. Он был летчик-стрелок. В одном из боёв д.Тихон получил ранение и вернулся домой к жене Косиновой Елене Ильиничне и к детям в Орловскую область село Новомарково.
Другой дедушка Бояндин Петр Абрамович в годы Великой Отечественной войны служил на востоке возле реки Амур и охранял границу от японцев. Солдат было мало, но они меняли позиции и делали вид, что их много, чтобы ввести в заблуждение японцев.
Прадед Аликин Александр Васильевич пошел на фронт в 35 лет в июне, когда дедушке Алексею было три года. Служил Александр Васильевич на Первом Белорусском фронте под командованием маршала К.К.Рокоссовского. Служил прадедушка пулеметчиком, был ранен в ногу под Тихвином.
Папа рассказывал, что ждали наступление ночью, наломали сосновых лап, накидали на снег и ночью лежали до четырёх утра, ждали наступления. В том наступлении наш прадедушка получил ранение в ногу, лежал в госпитале. Войну закончил Александр Васильевич на реке Эльба, там произошла встреча союзных армий СССР, Англии и США. Несколько медалей сохранились в школьном музее села Новоподзорново Тисульского района Кемеровской области.
Пестова Кристина 5 «А» класс. Моего прапрадеда звали Непомнящих Федор Петрович, ему было 32 года. Он воевал под Сталинградом. И там же фашисты захватили его в плен. Мой прапрадед был сильный и упорный, но в плену он не мог держаться, когда родная Россия страдает. Он пытается бежать, но поднялся такой трезвон и обнаружили, что пленный сбежал. Моего прапрадеда поймали, но так продолжаться больше не могло и он повесился на своей собственной рубашке. Это была трагедия для всей семьи. Мой прадед рос один, так как его мать умерла через полгода от горя и несчастья. А мой прадедушка рос один в детском доме. Моя семья об этом помнит и знает!
Алпатова Аня 5 «Б» класс. Фугаев Александр Андреевич родился 1926 года. На фронт пошел добровольцем. Когда началась война, он был совсем юным, ему было 15 лет. Жили в городе Ачинске. Когда у них остановились моряки, направляющиеся на фронт, с ними-то и ушел Александр Андреевич. Служил на подводке в Баренцевом море. Был юнгой, старшим матросом. Когда их взорвали Александр Андреевич, получив сильнейшую контузию, плавал в море трое суток на каких-то обломках. Их увидели с самолета. Выжили только двое. Шесть месяцев он лежал в госпитале. Потом поступил в школу санинструкторов, получил звание командир башенных батарей.
Стяжкин Данил 6 «А» класс. Мой прадедушка Миша служил в артиллерии. Он пошел на фронт с самого начала войны, и прошел её до самого конца, до полной победы. Воевал он и на Украине, и под Сталинградом, и в Польше, и даже побывал в Берлине. Расписался ли он на рейхстаге, я не знаю, но наград у него было очень много. Домой он вернулся после победы в 1945 году и через некоторое время познакомился с моей прабабушкой, которая тоже принимала участие в войне с фашистами, в партизанском отряде на территории Украины. Их отряд всячески вредил врагу. Однажды отряд узнал, что в одну из станиц должны прийти немцы, чтобы им нечего, было, есть, моей прабабушке и ещё трем партизанкам было поручено увести через лес всех коров, которые находились в этой станице. Девушки этих коров вывели, но когда возвращались в отряд, их поймали. Три дня их допрашивали, но ни одна из них, ни в чем не призналась, и было решено на четвертый день утром их повесить. В то время им было всего по 19 лет. Но фашисты повесить их не успели, потому что ночью в станицу вошли передовые части Советской Армии и освободили мою прабабушку.
Был у меня ещё один прадедушка, его звали Фёдор. Он служил в конной казачьей дивизии. Участвовал в сражениях за Кавказ. Во время войны он получил два тяжёлых ранения и всю жизнь прожил с осколком возле сердца. Его брат Степан ушёл на войну и не вернулся. До сих пор неизвестно где он погиб, но знают, только, что служил он в артиллерии.
Гондюль Илья 6 «А» класс. Я хочу рассказать вам о моём прапрадеде Андрее, который спас деревню от голода. Когда началась война, мой прапрадед работал завхозом. Вдруг кто-то увидел, как едут немцы, дед приказал спрятать всю пшеницу, все овощи, всю скотину. Когда немцы подъехали к деревне, они начали допрашивать моего деда, где находятся продукты, а он молчал. За это его решили убить, они привязали его к двум коням и погнали их. Конечно, мой прапрадед не выжил после этого, но немцы ушли. Я считаю, что он настоящий герой, и я очень им горжусь, как и вся моя семья.
Победителем конкурса стал Денисов Денис 6 «А» класс. Учитель Красноборова Е.М.
Я хочу поведать о своих дедушке и прадедушке. Мой прадедушка Федор был призван на фронт в возрасте двадцати трех лет. В 1943 году он участвовал в сражениях на Курской дуге. Перед масштабным наступлением форсирования Днепра в их часть приезжал главнокомандующий маршал Г.К. Жуков. Он беседовал с бойцами, говорил, как важна для нас каждая пядь земли, каждый занятый плацдарм. Уходя, маршал пожал руку каждому солдату, в том числе и моему прадеду. В этом наступлении прадедушка Федор потерял ногу. Уже в госпитале со слезами на глазах он узнал об исходе великого Курского сражения. По воспоминаниям бабушки, расскажу один случай, произошедший с ним на фронте. Зимой 1943 года прадедушка со своим однополчанином поехали в поле за фуражом для лошадей. Подъехав к копне соломы, они обнаружили в ней одиннадцать вооружённых немцев. Фашисты были голодные и тряслись от холода. Без сопротивления они сдали автоматы и помогли нагрузить солому. Потом этих немцев уже в части накормили, отогрели и отправили в лагерь для военнопленных. Снабжение передовых частей Красной армии было хорошим: голодный солдат - плохой боец. Солдаты были и одеты, и накормлены.
Совсем в другом положении находились те, кто приближал победу, живя в тылу. Семья прадедушки Федора находилась в глубоком тылу, в Сибири. Все мужское население было на фронте. Всю тяжелую работу выполняли женщины и дети. Дети выходили ночью на работу, а днем учились в школе.
Всю ночь руками по очереди крутили ветродуйку, чтобы очистить зерно от мякины, то есть продували. Летом руками пололи поля с пшеницей, копали картофель, жили там же, в поле. Еду готовили на таганке в чугунах. Женщины для фронта пекли хлеб, вязали варежки и шили кисеты. Лошадей в деревне не было, всех отдавали фронту. Вместо лошадей зимой в сани впрягали коров, а летом в телегу впрягались женщины, старики и дети. Так распорядилась судьба, что в это же время в районе Курской дуги жил мой дедушка Коля, будущий зять моего прадеда. Линия фронта проходила через их деревню Скупая – Потудань Воронежской области. Дедушке тогда было шесть лет. Его отец по состоянию здоровья не был призван на фронт, но вместе с другими копал окопы и противотанковые рвы.
От голода и холода многие умирали. Вот и отец моего деда переболел тифом, отчего потом стал совершенно слепым. Дедушка Коля со своей мамой, братом и сестрой пережили страшную оккупацию.
Их деревня за один день пять раз переходила из рук в руки: от немцев к русским. Бои шли ожесточенные, такие, что горел металл. Немцы забирали у жителей все съедобное. Дедушка рассказывал: «Немцы ловили кур, выгоняли свиней из стаек и тут же их резали. Но почему-то их корову не тронули, наверное, потому, что на руках одной женщины было трое маленьких детей. Но каждый раз, как мама подоит корову, немцы сразу забирали молоко».
Люди пухли от голода, умирали целыми семьями. Умерших хоронили на улицах села, в воронках от бомб или в оврагах. И только в мирное время все были перезахоронены на кладбище.
В годы войны было тяжело всем. Кто-то воевал на передовой, кто-то бил немцев, находясь в тылу врага, кто-то самоотверженно трудился. Но все делали одно: приближали час победы. Я уверен, что все люди (на фронте и в тылу), прошедшие и пережившие войну, проявили небывалый героизм, и я низко склоняю голову перед величием их подвига.
Ребята принесли фотографии своих прадедушек и прабабушек. Копии фотографий переданы в Администрацию поселка для оформления «Стены памяти» ко Дню Победы.
Победителем игры-викторины стала Бредихина Настя 6 «А» класс, она набрала самое большое количество баллов.
15 апреля были подведены итоги всех конкурсов, победители и активные участники получили в награду книги, грамоты и вкусные пироги.
Предлагаю разрабоку "Урока памяти". Презентацию можно подготовить используя мультимедиа CD-ROM "От Кремля до Рейхстага".
Я использовала и илллюстрации, и видео, и звуковые файлы.
Журналы "Читаем, учимся, играем"№3,4,10 2007г., 3№ 2008г.
Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия.
Урок памяти "Дети сороковых, пороховых..."
22 июня ... Этот день вечно будет отбрасывать нашу память к 1941-му году. А значит, и к 9 мая 1945 года. Между двумя датами - прочная нить. Без одной не было бы и другой. Точнее сказать - другой просто не могло не быть. Потому что наш народ сделал, казалось, все невозможное, чтобы выстоять и победить (фонограмма: метроном).
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку
приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить,
в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут
осталось!...
Степан Щипачев
Из заявления Советского правительства 22 июня 1941 года: Левитан. Фонограмма песни «Вставай, страна огромная...».
«Жестокость является благом для будущего...Войну против России нельзя вести по-рыцарски. Ее нужно вести с беспощадной, безжалостной и неукротимой жестокостью.. .У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание - убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик, убивай...», так напутствовал Гитлер своих солдат-завоевателей перед нападением на нашу страну.
Фашистские варвары разрушили и сожгли свыше 70 тысяч городов, поселков и деревень нашей Родины.
Они разрушили 84 тысячи школ, 334 высших учебных заведений. ( Показ слайдов, видеоматериалов: дети, война).
Я видел седых детей...
Не белобрысых, не русых.
На стыках военных путей,
В болотах лесов
белорусских...
Я видел седых детей.
Пресней дождевой воды
Спирт показался во фляге,
Когда привели седых
Детей в партизанский
лагерь.
В глазах заморожен крик -
Пронзительнее штыка,
И рыжий, как солнце,
комбриг
Не допросил «языка».
Сказал по-русски:
«Взгляни».
Тот понял и посмотрел...
Седые дети, они
Знали слово «расстрел».
Не спали среди тишины
Седые дети войны.
А. Балин
Дети войны - самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришел час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нем есть любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Их повзрослевшее детство наполнено тяжелыми испытаниями, такими, что придумай их даже очень талантливый писатель, в них трудно было бы даже поверить. Но это было, было в истории нашей страны. И это не должно повториться.
Мальчики и девочки стремились во всем помогать взрослым в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Юные пионеры становились разведчиками, юнгами на военных кораблях, становились «сыновьями» полков, партизанами, помогали укрывать раненых.
За боевые подвиги тысячи пионеров награждены орденами и медалями. Многие пионеры отдали свои жизни в борьбе с захватчиками. Ребята рассказывают о детях-героях Великой Отечественной войны. Идет показ слайдов.
Леня Голиков: жил в деревне Лукино, недалеко от Старой Руссы. Когда началась Великая Отечественная война и фашисты захватили его родные места, Леня с товарищами ушел к партизанам. Он ходил в разведку, а однажды обстрелял машину, убив фашистского генерала, и доставил в лагерь его портфель с необычайно ценными бумагами. Юный пионер-герой погиб смертью храбрых 24 января 1943 года в неравном бою с гитлеровцами под селом Острая Лука.
Марат Казей: перешел в 5-й класс, когда началась война. Фашисты ворвались в родное село Станьково у шоссейной дороги на Минск. Гитлеровские палачи повесили его мать, и Марат ушел к партизанам. Много раз он ходил в разведку, взрывал вражеские поезда, предупреждал об опасности. Он геройски погиб 11 мая 1944 года.
Валя Котик: когда фашисты заняли Шепетовку, Вале Котику было 11 лет. Но подпольщики поверили ему. Однажды Валя и его два товарища убили начальника шепетовской жандармерии. Начались аресты, и подпольщикам пришлось уйти в лес, к партизанам. В одном из боев Валик прикрыл собой командира и был тяжело ранен, но через несколько месяцев вернулся в отряд. Валя Котик погиб в бою за город Изяслав.
Зина Портнова: жила и училась в Ленинграде, за Нарвской заставой. Летом 1941 года приехала на каникулы в деревню Зуи Обольского района, к бабушке. Когда фашисты заняли район, девочка стала помогать подпольщикам. Потом ее переправили к партизанам, и два года Зина была разведчицей. Выдал ее предатель. Зину арестовали. Начальник гестапо допрашивал девочку. Сначала уговаривал, потом вынул пистолет и угрожал. Когда он отвернулся, Зина схватила пистолет и убила гестаповца, потом-вбежавшего на выстрел офицера и кинулась бежать, отстреливаясь. Фашисты схватили Зину и расстреляли 13 января 1944 года, под Полоцком.
Володя Дубинин: как только началась война отец Володи, капитан парохода, ушел на военный флот. Бои приближались, море близ Керчи отражало их зарево, фашисты подошли к городу. Вместе с партизанами 50 дней и 50 ночей пробыл в каменоломнях Володя. Его назначили командиром маленькой группы юных разведчиков. Они высматривали все, что было нужно узнать партизанскому командованию, а затем, никем не замеченные, снова возвращались под землю. В канун нового 1942 года Керчь освободили, при разминировании каменоломен Володя погиб.
Вася Коробко: Это было суровым летом 1941 года. Фронт вплотную подошел к селу Погорельцы, раскинувшемуся среди пышных полей Черниговщины. Фашисты установили в селе свой порядок и задумали окружить и уничтожить партизан. Васю гитлеровцы взяли в проводники. Он коротким путем привел фашистов к болоту и резко изменил маршрут, наткнувшись на полицаев, гитлеровцы в темноте приняли их за партизан и открыли по ним бешенный огонь. Партизаны же, услыхав начавшуюся перестрелку, спокойно ушли в лес. Вместе с ними ушел и Вася. Много подвигов совершил юный герой. Вместе со своими боевыми товарищами он пустил под откос 9 вражеских эшелонов, уничтожил не одну сотню гитлеровских вояк. Но однажды Вася не вернулся с боевого задания. Партизаны успешно выполнили задуманную операцию, но фашисты спохватились и открыли стрельбу. Партизаны отходили в лес, в группе прикрытия был Вася. Очередь фашистского пулемета сразила юного партизана. Вася погиб как герой, как настоящий солдат.
Судьбы детей военной поры похожи, война стала общей биографией. Даже если они находились в тылу, все равно это были военные дети. Они работали на заводах, помогали в госпиталях ухаживать за ранеными, пахали землю, сеяли и убирали хлеб. Главным лозунгом тех лет был призыв « Все для фронта, все для победы». У станков работали даже, дети 12-13 лет.
Зачем ты, война у мальчишек
их детство украла?
И синее небо, и запах простого
цветка?
Пришли на заводы работать
мальчишки Урала,
Подставили ящики, чтобы достать
до станка...
В. Радкевич
( Показ слайдов, видеоматериалов о том, как дети работали на заводах, в колхозах).
«Ленинградские дети»,- когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. В блокадном Ленинграде оставалось 2 миллиона 544 тысячи жителей, в том числе 400 тысяч детей.
Голод терзал, насмерть убивал детей на глазах у матерей. И дети видели муки своих матерей. Маленькие ленинградцы сражались в блокадном городе, сражались с голодом, с холодом, со смертью, как Таня Савичева.
Дневник этой девочки нельзя читать без боли и содрогания. (Показ слайдов дневника, чтение) « Если просто хочешь есть, это не голод. Голод - это когда изо дня в день голодают голова, руки, сердце - все, что у тебя есть, голодает. Сперва голодает, потом умирает...». Савичевы умирали один за другим. Таня не сдавалась, она высохла, вымерзла, стала тоненькой и совсем легкой, но жила. Таня Савичева не стреляла в фашистов, не была разведчиком у партизан. Она просто жила в родном городе в трудное время. Но может быть фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нем жила Таня Савичева и жило много других девчонок и мальчишек, которые так и остались навсегда в своем времени. Они сейчас стали ветеранами - дети войны. А память хранит все в сердце.
( Чтение стихотворения Сергея Смирнова «Таня Савичева).
Таня Савичева
Н а берегу Невы
В музейном зданье,
Хранится очень скромный дневничок.
Его писала
Савичева Таня.
Он каждого пришедшего влечет.
Пред ним стоят сельчане, горожане,
От старца - до наивного мальца.
И письменная сущность содержанья
Ошеломляет души и сердца.
Это - всем живущим в назиданье,
Чтобы каждый в суть явлений вник, -
Время возвышает образ Тани
И ее доподлинный дневник.
Над любыми в мире дневниками
Он восходит, как звезда, с руки.
И гласят о жизненном накале
Сорок две святых его строки.
В каждом слове - емкость телеграммы,
Глубь подтекста,
Ключ к людской судьбе,
Свет души, простой и многогранный,
И почти молчанье о себе...
Это- смертный приговор убийцам
В тишине Нюрнбергского суда.
Это- боль, которая клубится.
Это - сердце, что летит сюда...
Время удлиняет расстоянья
Между всеми нами и тобой.
Встань пред миром, Савичева Таня,
Со своей немыслимой судьбой!
Пусть из поколенья в поколенье
Эстафетно шествует она,
Пусть живет не ведая старенья,
И гласит про наши времена!
Сергей Смирнов
(Воспоминания детей, находившихся на оккупированной территории)
Вспоминает Аня Павлова, которой было 9 лет, когда началась война. «Собаки рвали детей, а немцы хохотали. Сядем над разорванным дитяткой и ждем, когда сердце у него остановится... Снегом присыпем.. .Вот ему и могилка до весны...».
Вспоминает Надя Савицкая, ей тогда было 12 лет: «Жили мы за деревней в немецких блиндажах, потому что деревня вся сгорела. Ничего у нас не уцелело, нашли в лесу солдатские каски и в них варили. В лес за ягодами за грибами ходить боялись. Пооставалось много немецких овчарок, они бросались на людей, загрызали детей маленьких. Если мы в лес шли, то собирались большими группами. Матери нас учили, что надо ходить по лесу и кричать, тогда собаки пугаются. Пока ягод насобираешь, так накричишься, что голос потеряешь, охрипнешь. А собаки были большие, как волки...».
Чтение стихотворения М. Джалиля «Варварство»
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,-
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
- Спрячь, мамочка, меня!
Не надо умирать!
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
-Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? -
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой.
Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи.
Сейчас не будет больно.-
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь,
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул.
Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей.
Муса Джалиль
Октябрь 1943 г.
( при чтении стихотворения показываются слайды)
Документы свидетельствуют: «Сотни тысяч детей в возрасте, от грудного ребенка до 16 лет истребили немцы в лагерях, на оккупированных территориях. В лагере прибывших отправляли в газовые камеры, а здоровых подростков изнуряли на тяжелых работах. В Саласпилсе детям делали впрыскивание жидкости, от которой они истекали поносом. Давали им отравленную кашу, и от этого в день умирало по 150 человек. Детей, родившихся в лагере, сразу же умерщвляли.
Фашисты организовали в лагере Саласпилсе фабрику детской крови. Даже у детей грудного возраста бралась кровь в размере 100-150 граммов, от чего часть детей погибала сразу, а большинство после повторного изъятия крови. Экспертной комиссией установлено, что с конца 1942 года по 1944 год у 12000 детей, содержавшихся в этом лагере, было выкачано не менее 3500 литров крови.
Фашизм - это когда расстреливают детей, когда их убивают и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом. Фашизм - это когда дети становились донорами для немецких солдат. Кровь брали, пока ребенок не умирал.
Во время второй мировой войны всего в мире погибло 13 миллионов детей. Кто теперь скажет, сколько белорусских, польских или французских? Погибали дети - граждане Мира.
Память павших в годы Великой Отечественной войны почтим минутой молчания.
( фонограмма « Голос о Победе») .
Выходят дети с рисунками и читают стихотворение:
Я нарисую яркое солнце!
Я нарисую синее небо!
Я нарисую свет в оконце!
Я нарисую колосья хлеба!
Мы нарисуем осенние листья,
Школу, ручей, друзей беспокойных.
И зачеркнем нашей общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь и войны.
Поднимем рисунки выше,
Чтобы все их видеть могли,
Чтобы всем был сегодня слышен
Голос юных граждан земли.
Пусть дети повсюду встречают рассвет
Улыбкой ясной, спокойной.
Давайте же скажем все вместе - нет!
НЕТ! НЕТ! НЕТ!
Грабительским войнам!



Комментариев нет:

Отправить комментарий