воскресенье, 27 декабря 2009 г.

Библиотекарь рекомендует

Ребята!

Книга – как маленький корабль, всегда готовый отвезти своих друзей к любым дальним берегам. Этот корабль нагружен мудростью и добротой.
Начинающим читателям первоклассникам я советую совершить путешествие в сказку. Все в сказке необыкновенно: люди, земля, горы, реки, деревья, даже вещи – и те приобретают в сказках чудесные свойства. Сказки заполнены солнечным светом, лесным шумом, посвистыванием ветра, ослепительным блеском молний, громыханием грома – всеми чертами окружающего нас мира.
Список сказок:
«Василиса Премудрая»;
«Ковер-самолет»;
«Народные русские сказки»;
«Иван – крестьянский сын»;
«Ненаглядная красота»;
«Хозяин ветров»;
«Зимовье зверей»;
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и его работнике Балде»;
Г.Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утенок», «Дюймовочка»;
Ш.Перро «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик».
Здесь можно посмотреть иллюстрации сказок:
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=
На этом сайте представлены сказки, легенды, былины, мифы народов мира. А также наиболее известные русские и зарубежные писатели-сказочники.
http://www.teremok.in/index.htm
Читателям, которые учатся и в 1 классе, и во 2 классе, я советую познакомиться со стихами замечательного поэта Самуила Яковлевича Маршака. Книги поэта дарят веселое настроение, заставляют смеяться. Он показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории. Поэт расскажет вам про мальчика, который получил шесть единиц…
Чем заслужил ты единицу?
- Я получил ее за птицу.
В естествознании я слаб:
Назвал я птицей баобаб.
- Вторую, если не совру,
Я получил за кенгуру.
Я написал в своей тетрадке,
Что кенгуру растут на грядке…
И если вы хотите узнать, за что были получены остальные единицы, прочитайте стихотворение «Про одного ученика и шесть единиц», а также другие стихи поэта.
«Детки в клетке»;
«Сказки, присказки»;
«Круглый год»;
«Хороший день»;
«Разноцветная книга»;
«Веселая азбука»;
«Веселый счет»;
«Что перед нами»;
«Вот какой рассеянный»;
С.Я.Маршак писал и сказки, в которых можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать. Поэтому рекомендую прочитать сказку «Двенадцать месяцев». В 1943 году Маршак создает эту пьесу-сказку. Она написана по мотивам словацкой народной сказки о девочке, которая накануне Нового года встретила одновременно все двенадцать месяцев. «…Светло на полянке, точно от солнца. Посреди полянки большой костер горит, чуть ли не до самого неба достает. А вокруг костра сидят люди – кто поближе, кто подальше. Сидят и тихо беседуют… вон они, какие нарядные – кто в серебре, кто в золоте, кто в зеленом бархате…».
Счастливой вам встречи с героями С.Я.Маршака!

Читателям – третьеклассникам я советую познакомиться с книгами, которые ответят на сотни вопросов: Кто? Что? Откуда? Где? Когда? Как? Отчего? Посмотрите вокруг себя. Сколько интересного вокруг! В окно видно и землю, и небо. За дверями дома протянулись дороги. Идут люди, шумят деревья. Высоко летит самолет. Кружатся птицы, тикают часы. Бьется ваше сердце. Есть книги, которые называются мудреным словом – энциклопедия.
Энциклопедию читают, когда что-нибудь нужно узнать, проверить.
Энциклопедию «Что такое? Кто такой?» лучше читать, когда захочешь узнать что-то интересное, новое, не до конца понятное. Из этой книги вам будет полезно и интересно узнать ответы на сотни важных вопросов, понять смысл и значение многих слов, с которыми вы встречаетесь дома, на улице, в школе, в книгах. Все рассказы расположены так, как идут буквы в алфавите от А до Я.
Книга «Расти здоровым» - это детская энциклопедия здоровья. Книга написана американским врачом Робертом Ротенбергом. Микки Маус, Плуто, утенок Дональд, слоненок Дамбо и другие персонажи диснеевских мультфильмов помогут узнать тебе много нового и интересного о том, как устроен организм и как работают твои органы.
Читателям, которые учатся, в-четвертых, и пятых классах я советую обратить внимание на детскую энциклопедию «Страны мира». Что может быть интереснее, чем путешествие по разным странам! Сменяющие друг друга ландшафты, исторические и культурные памятники, национальные праздники и обычаи – у каждой страны свое неповторимое лицо. В детской энциклопедии «Страны мира» собраны краткие сведения обо всех государствах мира. Совершите заочное путешествие!
На многие вопросы о животных и растениях ответит научно-популярный справочник «Красная Книга России». Издательство «Росмэн» предлагает совершенно новое по содержанию и оформлению издание, основанное на официальных источниках. Обширный справочный материал включает:
Списки редких и исчезающих видов флоры и фауны нашей страны;
Указатели животных и растений;
Подробный словарь терминов.

В нашей школе используются технические средства обучения (ТСО), с помощью которых учащимся предъявляется информация на различных носителях (такие информационные продукты условимся называть «медиаресурсами», которые предполагают использование аппаратной техники).
Большая детская энциклопедия [Электронный ресурс]: интерактивное путешествие в мир знаний: 6-12 лет. - М.: Dorling Kindersley, 2004 . – 1CDR диск.
Многообразие тем и разделов превращает эту энциклопедию во вселенную знаний. Иллюстрированные статьи и красочные анимации, видеосюжеты и карты делают процесс познания похожим на увлекательное путешествие. Обширный толковый словарь разъясняет значение новых терминов, а система поиска помогает отыскать необходимую информацию в этом калейдоскопе знаний.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2007. [Электронный ресурс]: на 2 дисках. – М.: Кирилл и Мефодий, 2002 – 2 CDR диска. – (Знания обо всем).
БЭКМ – ответ на любой вопрос. Вы легко найдете любую необходимую информацию по всем отраслям знаний. В этом вам поможет улучшенная поисковая система и тщательно проработанная структура энциклопедии.

Я приглашаю вас в библиотеку, в страну ЧИТАЛИЮ!


Зав.библиотекой:
Ацапкина Людмила Александровна

понедельник, 21 декабря 2009 г.

Уроки по творчеству Ф.И.Тютчева учитель Кадейкина Р.И.

Автор: учитель русского языка и литературы Кадейкина Р.И. ОУ: МОУ – СОШ №6 г. Шарыпово Красноярского края Класс: 10 Участники творческой группы: Немчинова Мария Михайловна Леушина Анастасия Владимировна Тема: Этапы биографии и творчества. Основные темы лирики Ф.И. Тютчева. «Тютчев… создал речи, которым не суждено умереть» И.С. Тургенев Цель уроков: познакомить учащихся с биографией поэта; показать своеобразие его лирики; развивать у учащихся навыки анализа лирического произведения. Ход урока 1. Вступительное слово учителя: Стихи Тютчева о природе прочно вошли в нашу жизнь. Все мы знаем строки: «Люблю грозу в начале мая…», «Чародейкою Зимою…», «Есть в осени первоначальной…» и др. Для одних читателей на этом и заканчивается знакомство с поэтом, для других – названные стихи становятся началом более глубокого общения с Тютчевым. (Вставка видео «Усадьба Тютчевых» из диска «Библиотека электронных наглядных пособий «Литература») 2. Сообщение о жизненной и творческой судьбе поэта (представляет ученица). Обратим внимание на даты жизни поэта – 1803 – 1873. Тютчев не просто современник, а почти ровесник Пушкина. Поэтическую деятельность они начали почти одновременно. Фёдор Иванович Тютчев родился в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. (Вставка видео «Дорога в Овстуг» из диска «Библиотека электронных наглядных пособий «Литература») Он принадлежал к старинному дворянскому роду. Отец поэта, Иван Николаевич, получил образование в Петербурге в основанном Екатериной 2 греческом корпусе, а затем служил в гвардии. Дослужившись до чина поручика, он подал в отставку, т.к. был довольно мягкого характера и считал себя неспособным для армейской службы. Женившись на Екатерине Львовне Толстой, он был вполне счастлив в семейной жизни и боготворил жену. В их семье всегда царила спокойная и благожелательная атмосфера. Детство и юность его прошли в Москве. Тютчев получил отличное домашнее образование под руководством поэта и переводчика С.Е. Раича. В 1819-1821 гг. Тютчев – студент словесного отделения Московского университета. По завершении университетского курса он поступает на службу в Иностранную коллегию, а в июне 1822 года выезжает в составе русской миссии в Мюнхен и более двадцати лет живёт за границей. Сын бурного времени, он не был бесстрастным свидетелем социальных потрясений и глубоких душевных сдвигов, рождённых историей. Он не только обладал умом феноменальной силы, отзывчивости и зоркости, всегда нацеленным на коренные вопросы бытия, умом, позволявшим поэту подмечать потрясающие для него и парадоксальные для современников закономерности в судьбах цивилизаций, народов, отдельных людей, - он ещё обладал удивительным, редким (и тяжким) даром переживать историю в буквальном смысле слова как факт своей личной биографии: Блажен, кто посетил сей мир В его минуты роковые… 3.Основные мотивы поэзии Ф.И. Тютчева. Тютчев – певец природы. Многообразие проявления жизни природы в его лирике (сообщение ученика). Тютчев – поэт-мыслитель. Философскую основу его мировоззрения составляет особое отношение к природе. Страстная любовь к жизни и постоянная внутренняя тревога, обусловленная трагическим восприятием действительности; мучительная тревога, вызванная мыслью о кратковременности человеческого бытия, - вот что заставляет поэта всматриваться в природу, в которой он видит реальность, обладающую способностью вечно обновляться. В иные моменты природа кажется поэту силой, сочувствующей человеку, в иные – враждебной, но чаще всего – глубоко безучастной. Отсюда, казалось бы, парадоксальное заключение: Природа – сфинкс. И тем она верней Своим искусом губит человека, Что, может статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней. Отсюда благоговейное отношение к природе («Не то, что мните вы, природа…»). Отсюда и особые взаимоотношения человека и природы. Отношение к природе, которая жива сама по себе, одушевлена сама по себе, приводит к излюбленному у Тютчева приёму описания: природа показана в переходные моменты своей жизни. Это очень хорошо видно при изображении, например, времён года. Времена года в лирике Ф.И.Тютчева (сообщение ученика) Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре времени года. Весна. В стихотворении «Весенние воды» - ручьи – первые вестники весны оповещают о приходе праздника природы. Мы видим и слышим звуки природы от апрельского бурного таяния снегов (1,2 строфы) до тёплых, тихих майских дней (3 строфа). Шум природы передаёт само звучание стихов. Аллитерации «бегут…будят…брег…бегут…блещут», «гласят, гласят, гонцы», «весна, весна, весны, выслала вперёд!» - это будто праздничные трубы природы. В которые трубят её глашатаи. «Весенняя гроза» передаёт возвышенную по-тютчевски красоту мира. Мы видим «небо голубое», «перлы дождевые», «солнца нити золотые», лес, омытый дождём; слышим «первый гром грохочет», «гремят раскаты», птичий гам», «всё вторит весело громам», громокипящий кубок» проливается на землю. Весеннее действие, развернувшись на небесах, касается земли. Лето. Тютчевское лето также очень часто грозовое: «В душном воздухе молчанье», «Как весел грохот летних бурь», «Неохотно и несмело»… Стихотворение «Неохотно и несмело» создаёт олицетворённый образ природы. Место действия – земля и небо, они же - главные персонажи, гроза – это их сложные и противоречивые взаимоотношения. Природа полна движения ( ветер порывист, пламень молний летучий, пыль вихрем летит), полна звуков (гром гремит, раскаты громовые), красок (зеленеющие нивы, синяя молния, пламень белый). И снова поэт даёт почувствовать приближение праздника. Хотя «неохотно и несмело» смотрит солнце, «исподлобья» поглядывает на поля и гром «всё сердитей», а земля « принахмурилась», но всё же природу красит этот гнев – «зеленеющие нивы зеленее под грозой», и гроза несёт блаженство сияния: «И в сиянье потонула вся смятенная земля». Осень. Картины осени рисуются в стихотворении «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…» и снова видим действие на земле и излюбленное вертикальное движение с неба. Зима. Зимнюю природу Тютчев изобразил в стихотворении «Чародейкою зимою околдован лес стоит». Зимнее «чудо» совершается в состоянии волшебного сна природы, музыка стиха имитирует магическое действие Чародейки, которая чертит волшебные круги, кольца, очаровывая, гипнотизируя, погружая в сон, что особенно подчёркивают повторы: «околдован…околдован…очарован…весь опутан…весь окутан…неподвижною…немою». Так в чём же особенность изображения природы Тютчевым? - Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природу, услышать её голос. Природа у Тютчева – это живое, разумное существо. Она внутренне близка и понятна человеку, родственна ему. «В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…» - убеждён поэт. Стихотворение «Как океан объемлет шар земной…» (Видео и звуковая запись из диска «Библиотека электронных наглядных пособий «Литература»). Величественный пейзаж – воплощение внутреннего мира человека во время сна. Все эти бездны в нём. Но и сам человек, житель Земли, со всех сторон окружён действительной, настоящей бездной – Вселенной. Пейзаж, нарисованный Тютчевым, внутри и снаружи человека. Человек, таким образом, по мысли поэта, есть место встречи двух бездн, он – граница между двумя мирами, и он – соединение и объединение этих двух миров. Любовная лирика Ф.И.Тютчева. Одной из центральных в зрелой лирике Тютчева стала тема любви. Любовная лирика отразила его личную жизнь, полную страстей, трагедий, разочарований. Графиня Амалия Лерхенфельд. Они познакомились в 1823 году. Двадцатилетний Фёдор Тютчев уже освоил свои немногочисленные служебные обязанности и стал чаще появляться в свете. Тютчев был настолько очарован юной графиней, что решился просить руки. Однако русский дворянин показался её родителям не такой уж выгодной партией для их дочери, и они предпочли ему барона Александра Крюденера, секретаря посольства, товарища Тютчева. По настоянию родителей Амалия, несмотря на нежные чувства, которые она питала к Тютчеву, дала согласие на брак. Время покажет, что ни она, ни он не забудут своей любви. В течение долгой жизни они встречались не часто. Но эти редкие встречи радовали обоих. 26 июля 1870 года, возвратившись в гостиницу после прогулки с Амалией, он написал своё стихотворное признание: Я встретил вас – и всё былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое – И сердцу стало так тепло… Элеонора Петерсон. В 1825 году, получив отказ на брак с Амалией. Тютчев уехал в отпуск в Москву. Вернулся в Мюнхен он в 1826 году. А 5 марта состоялась свадьба поэта и вдовы русского дипломата Элеоноры Петерсон. В 1838 году на долю семьи Тютчева выпало жестокое испытание – Элеонора пережила пожар на корабле, где находилась с тремя детьми; этот несчастный случай подорвал её здоровье, и в сентябре Элеонора скончалась. По семейному преданию, «Тютчев, проведя ночь у гроба первой жены, поседел от горя». Тютчев тяжело пережил утрату жены, всю жизнь вспоминал её с умилением. 10-летней годовщине смерти Элеоноры посвящено стихотворение «Ещё томлюсь тоской желаний…». Ещё томлюсь тоской желаний, Ещё стремлюсь к тебе душой – И в сумраке воспоминаний Ещё ловлю я образ твой… Твой милый образ, незабвенный, Он предо мной везде, всегда, Непостижимый, неизменный, - Как ночью на небе звезда… Эрнестина Дернберг «Воздушная и светлая» любовь к Элеоноре не смогла целиком заполнить душу поэта. В 1836 году он встретил Эрнестину Дернберг. Ей он посвятил стихотворения: «Люблю глаза твои, мой друг…», «1 декабря 1837г.». Люблю глаза твои, мой друг, С игрой их пламенно-чудесной, Когда их приподымешь вдруг И, словно молнией небесной, Окинешь бегло целый круг… В 1839 году Тютчев обвенчался с Эрнестиной. В октябре 1844 года Тютчев с женой и младшими детьми переселяется в Россию. Своих старших дочерей поэт привозит осенью 1845 года. Анна будет жить пока с отцом и мачехой, а Дарья и Екатерина - учиться в Смольном институте. Вместе с дочерьми Тютчева воспитывалась в Смольном институте и Елена Александровна Денисьева. Елена Александровна Денисьева. Когда Тютчеву было 47 лет, началось любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. Денисьевский цикл – вершина любовной лирики Тютчева. Я очи знал, - о, эти очи! Как я любил их, - знает Бог! От их волшебной, страстной ночи Я душу оторвать не мог… Один из очевидцев вспоминал, что влюблённость поэта породила в Елене Денисьевой «такую глубокую, такую самоотверженную, такую страстную и энергетическую любовь, что …он остался навсегда её пленником». Этим чувством проникнуто стихотворение «Последняя любовь»: О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней… Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней! Однако с семьёй Тютчев не порывал и никогда не смог бы решиться на это. Подобно тому, как раньше любовь к первой жене жила в нём рядом со страстной влюблённостью в Эрнестину Дернберг, так теперь привязанность к ней, его второй жене, совмещалась с любовью к Денисьевой. В глазах высшего петербургского света их открытая связь была вызывающе скандальной, причём вся тяжесть осуждения и отвержения пала на плечи Денисьевой. Под влиянием двусмысленного положения в свете в Денисьевой развились раздражительность, вспыльчивость. Всё это ускорило ход её болезни (чахотка) , и в 1864 году она умирает. Прожитая поэтом драма запечатлелась в денисьевском цикле, одном из вершинных достижений любовно-психологической лирики в русской и мировой литературе. Стихи этого цикла звучат как исповедь. Чтение стихов. «О. как убийственно мы любим…», «Не говори: меня он, как и прежде любит…», «Чему молилась ты с любовью…», «Последняя любовь», «Ты со мной». Все стихи исполнены трагизма, боли, горечи лирического героя. Он запутался в своих отношениях, двойственном положении, испытывает чувство вины: О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей. Эти стихи пронизаны мукой и болью, тоской и отчаянием, воспоминаниями о былом счастье, непрочном, как и всё на земле. Любовь в стихах Тютчева – стихийная страсть, дисгармония и поединок роковой. Лирическая героиня угасает, тает, душа её измучена общественным порицанием света: Чему молилась ты с любовью, Что, как святыню, берегла, Судьба людскому суесловью На поруганье предала. Чтение стихотворения «Весь день она лежала в забытьи» Стихотворение посвящено воспоминаниям о последних часах жизни Е.А. Денисьевой. Написано в Ницце в 1864 году. В нём звучит боль об утрате близкого человека. Да, так любить, как любила Денисьева, может не каждая женщина: Любила ты, и так, как ты, любить – Нет, никому ещё не удавалось! О. господи!.. и это пережить… И сердце на куски не разорвалось… Нести, его верная жена, в великой любви к нему возвысилась до понимания его испепеляющих сердце страданий. Удары судьбы, сыпавшиеся на поэта, она ослабляла своим присутствием, своей готовностью защитить, простить. Это она, в минуту его великого горя после утраты Лёли, сказала любопытствующим и злорадствующим: «… его скорбь для меня священна, какова бы ни была её причина» Величие и красоту её души поэт оценил давно: Не знаю я, коснётся ль Благодать Моей души болезненно-греховной, Удастся ль ей воскреснуть и восстать, Пройдёт ли обморок духовный? Но если бы душа могла Здесь, на земле, найти успокоенье, Мне благодатью ты б была – Ты, ты, моё земное провиденье!.. Заключительное слово учителя. В своей известной «Надписи на книжке стихов Тютчева» (1883г.) Афанасий Фет сказал: Здесь духа мощного господство, Здесь утонченный жизни цвет. Это замечательно верное определение. В высших творениях Ф.И.Тютчева сочетаются мощь и утончённость, казалось бы, совершенно несоединимые качества. Поэзия Тютчева принадлежит к числу лучших созданий русского поэтического гения. Использованные источники: 1. Диск «Библиотека электронных наглядных пособий «Литература» ООО «Дрофа», ООО «Физикон», 2004 2. Чагин Г.Фёдор Иванович Тютчев. М.,1990 3. Харитонова О.Н. Любовная Лирика Ф.И. Тютчева 10 класс // Литература в школе . М., 1998 №1 с.118-124. 4. http://www.museum.ru/M1792 официальный сайт литературного музея Ф.И. Тютчева в с. Овстуг Брянской области 5. http://www.ruthenia.ru/tiutcheviana/?nocalendar=1 «Тютчевиана» сайт рабочей группы по изучению творчества Ф. И. Тютчева

четверг, 17 декабря 2009 г.

Книги, которые помогут сделать праздник Нового Года незабываемым!






Предлагаю книги для детей и родителей, которые сделают новогодние праздники по-настоящему веселыми.
Это сборники новогодник сценариев, загадок, ребусов, стихов.

среда, 16 декабря 2009 г.

Стихи к Новому Году

З.Орлова
Новый год
Скоро, скоро Новый год!
Он торопится, идёт!
Постучится в двери к нам:
Дети, здравствуйте, я к вам!

Праздник мы встречаем,
Ёлку наряжаем,
Вешаем игрушки,
Шарики, хлопушки...

Скоро Дед Мороз придёт!
Нам подарки принесёт
— Яблоки, конфеты...
Дед Мороз, ну где ты?!

Карем Морис (пер. Берестов В.)
Снеговик
Снеговик, снеговик
Жить на холоде привык.
Вы не бойтесь за него
И во мгле морозной
Оставляйте одного
Зимней ночью звездной.
В трубке у снеговика
Иней вместо табака.
И, метлой вооружен,
Он стоит, не дышит.
И часов домашних звон
Он сквозь стены слышит.

А.Бродский
Всюду снег
Всюду снег, в снегу дома -
Привезла его зима.
К нам спешила поскорей,
Привезла нам снегирей.
От зари и до зари
Славят зиму снегири.
Дед Мороз, как маленький,
Пляшет у завалинки.
А я тоже могу
Так плясать на снегу.

Кудашева Раиса
"Вот зима пришла..."
Вот зима пришла
серебристая,
Белым снегом замела
поле чистое.
Днем с детьми на коньках
все катается,
Ночью в снежных огоньках
рассыпается...
В окнах пишет узор
льдом-иголочкой
И стучится к нам во двор
со свежей елочкой.
Пожаров М.
"Разукрасилась зима..."
Разукрасилась зима:
На уборе бахрома
Из прозрачных льдинок,
Звездочек-снежинок.
Вся в алмазах, жемчугах,
В разноцветных огоньках,
Льет вокруг сиянье,
Шепчет заклинанье:
-Лягте, мягкие снега,
На леса и на луга,
Тропы застелите,
Ветви опушите!
На окошках, Дед Мороз,
Разбросай хрустальных роз
Легкие виденья,
Хитрые сплетенья.
Ты, метелица, чуди,
Хороводы заводи,
Взвейся вихрем белым
В поле поседелом!
Спи, земля моя, усни,
Сны волшебные храни:
Жди, в парчу одета,
Нового рассвета!

Козлов Сергей
Снежинки
За окошком - вьюга,
За окошком - тьма,
Глядя друг на друга,
Спят в снегу дома.
А снежинки кружатся -
Все им нипочем! -
В легких платьях с кружевцем,
С голеньким плечом.
Медвежонок плюшевый
Спит в углу своем
И в пол-уха слушает
Вьюгу за окном.
Старая, седая,
С ледяной клюкой,
Вьюга ковыляет
Бабою-ягой.
А снежинки кружатся -
Все им нипочем! -
В легких платьях с кружевцем,
С голеньким плечом.
Тоненькие ножки -
Мягкие сапожки,
Белый башмачок -
Звонкий каблучок.

Снежинки
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок -
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.

Стихи с сайта http://www.stihi-rus.ru/deti/2007.htm

Корней Чуковский

ПРО ЁЛОЧКУ
Были бы у елочки
Ножки,
Побежала бы она
По дорожке.
Заплясала бы она
Вместе с нами,
Застучала бы она
Каблучками.
Закружились бы на елочке
Игрушки -
Разноцветные фонарики,
Хлопушки.
Завертелись бы на елочке
Флаги
Из пунцовой и серебряной
Бумаги.
Засмеялись бы на елочке
Матрешки
И захлопали б от радости
В ладошки.
Потому что нынче ночью
У ворот
Постучался развеселый
Новый год!
Новый, новый,
Молодой,
С золотою бородой!

Александр Твардовский

УТРО
Кружась легко и неумело,
Снежинка села на стекло.
Шёл ночью снег густой и белый -
От снега в комнате светло.
Чуть порошит пушок летучий,
И солнце зимнее встаёт.
Как каждый день – полней и лучше,
Полней и лучше Новый год…


Сергей Михалков
В снегу стояла елочка -
Зелененькая челочка,
Смолистая,
Здоровая,
Полутораметровая.
Произошло событие
В один из зимних дней:
Лесник решил срубить ее! -
Так показалось ей.
Она была замечена,
Была окружена...
И только поздним вечером
Пришла в себя она.
Какое чувство странное!
Исчез куда-то страх...
Фонарики стеклянные
Горят в ее ветвях.
Сверкают украшения -
Какой нарядный вид!
При этом, без сомнения,
Она в лесу стоит.
Не срубленная! Целая!
Красива и крепка!..
Кто спас, кто разодел ее?
Сынишка лесника!


С.Маршак

Песня о елке
Что растет на елке?
Шишки да иголки.
Разноцветные шары
Не растут на елке.
Не растут на елке
Пряники и флаги,
Не растут орехи
В золотой бумаге.
Эти флаги и шары
Выросли сегодня
Для российской детворы
В праздник новогодний.
В городах страны моей,
В селах и поселках
Столько выросло огней
На веселых елках!

***

Дети спать пораньше лягут
В день последний декабря,
А проснутся старше на год
В первый день календаря.

Год начнется тишиною,
Незнакомой с прошлых зим:
Шум за рамою двойною
Еле-еле уловим.

Но ребят зовёт наружу
Зимний день сквозь лёд стекла -
В освежающую стужу
Из уютного тепла.

Добрым словом мы помянем
Года старого уход,
Начиная утром ранним
Новый день и новый год!

Заходер Борис

Встречали звери Новый год
Встречали звери Новый год.
Водили звери хоровод.
Вокруг зеленой елки.
Плясал и Крот,
И Бегемот,
И даже - злые Волки!
Пустился в пляс и Дикобраз -
Колючие иголки,
И все - дрожать,
И все - визжать,
И все - бежать от елки!
Гляди-ка: Уж -
Хоть сам хорош! -
И тот дрожит от страха!..
-Зато меня уж не проймешь! -
Сказала Че-ре-па-ха!
-Мы спляшем
Шагом
Черепашьим,
Но всех,
Пожалуй,
Перепляшем!

З. Александрова
ЕЛОЧКА
Маленькой елочке
Холодно зимой,
Из лесу елочку
Взяли мы домой.

Беленький заинька
Елочку просил:
"Мятного пряничка
Зайке принеси!"

Белочка прыгала
В шубке голубой:
"Елочка, елочка,
Я пойду с тобой!"

Маленькой елочке
В комнатах тепло,
Заяц и белочка
Дышат на стекло.

Красные зяблики
Вьются у окна,
В теплой проталинке
Елочка видна.

Сколько на елочке
Шариков цветных,
Розовых пряников,
Шишек золотых!

Сколько под елочкой
Маленьких ребят!
Топают, хлопают,
Весело кричат:

"Елочка, елочка,
Яркие огни,
Синими бусами,
Елочка, звени,

Ветку нарядную
Ниже опусти,
Нас шоколадною
Рыбкой угости!

Встанем под елочкой
В дружный хоровод.
Весело, весело
Встретим Новый год!"

Раиса Кудашева
ЕЛКА
Гнутся ветви мохнатые
Вниз к головкам детей;
Блещут бусы богатые
Переливом огней;
Шар за шариком прячется,
А звезда за звездой,
Нити светлые катятся,
Словно дождь золотой...
Поиграть, позабавиться
Собрались дети тут
И тебе, ель-красавица,
Свою песню поют.
Все звенит, разрастается
Голосков детских хор,
И, сверкая, качается
Елки пышный убор.

****
В лесу родилась елочка,
В лесу она росла,
Зимой и летом стройная,
зеленая была.
Метель ей пела песенку:
"Спи, елочка, бай-бай!"
Мороз снежком укутывал:
"Смотри, не замерзай!"
Трусишка зайка серенький
Под елочкой скакал.
Порою волк, сердитый волк,
Рысцою пробегал.

Веселей и дружней пойте, деточки!"
Склонит елка скорей свои веточки.
В них орехи блестят золоченые...
Кто тебе здесь не рад, ель зеленая?..


Чу! Снег по лесу частому
Под полозом скрипит.
Лошадка мохноногая
Торопится, бежит.
Везет лошадка дровенки,
На дровнях старичок.
Срубил он нашу елочку
Под самый корешок.
И вот ты здесь, нарядная,
На праздник к нам пришла.
И много-много радости
Детишкам принесла.

Веселей и дружней пойте, деточки!
Склонит елка скорей свои веточки.
Выбирайте себе, что понравится...
Ах, спасибо тебе, ель-красавица!..

***

НОВЫЙ ГОД
Новый Год стучится в дверь!
Открывай ему скорей.
Краснощёкий карапуз –
Твой теперь надёжный друг.
Верно будете дружить,
Вместе будете расти,
Набираться сил, здоровья,
Позабудут вас все хвори.
Приглашай его ты в дом,
Вот раздался бой часов.
Бьют часы двенадцать раз.
Счастье к вам пришло! Встречай!
Поделись ты ним с друзьями,
Близкими людьми, гостями.
Пожелай им всем сейчас
Мира, радости, добра.
Ёлка светится огнями,
Сказка рядом… Вот и сани
Заскрипели у ворот…
Кто там? Это Дед Мороз!
С внучкой заглянул на праздник,
Он несёт с собой подарки.
А игрушки, что на ёлке,
Ожили вдруг. Зайцы, гномы,
Куклы, шарики, котята,
Птички, белки и лисята,
Медвежата и ежи…
В пляс пустились шалуны.
Смех, забавы и веселье…
Только гнуться ветви ели.
Кажется, что в самый раз
Ёлке тут пуститься в пляс.
А Снегурочка, девчушка,
Раздаёт гостям игрушки,
Шоколадки, апельсины,
Яблоки и мандарины…

Хвои аромат витает,
За окном луна сияет,
Дивным светом голубым
Все деревья серебрит.
В воздухе кружат снежинки,
Весело сверкают льдинки,
Всё вокруг белым-бело…
Сказку дарит Новый Год.


Дмитрий Веневитинов

НОВЫЙ ГОД
Друзья! Настал и Новый год!
Забудьте старые печали,
И скорби дни, и дни забот,
И всё, чем радость убивали;
Но не забудьте ясных дней,
Забав, веселий легкокрылых,
Златых часов, для сердца милых,
И старых, искренних друзей.
Живите новым в Новый год,
Покиньте старые мечтанья
И всё, что счастья не даёт,
А лишь одни родит желанья!
По-прежнему в год новый сей
Любите шутки, игры, радость
И старых искренних друзей.
Друзья! Встречайте Новый год
В кругу родных, среди свободы.
Пусть он для вас, друзья, течёт,
Как детства счастливые годы!
Елена Михайлова
Что такое Новый год?
Это всё наоборот:
Ёлки в комнате растут,
Белки шишек не грызут,
Зайцы рядом с волком
На колючей ёлке!
Дождик тоже не простой,
В Новый год он золотой,
Блещет что есть мочи,
Никого не мочит,
Даже Дедушка Мороз
Никому не щиплет нос.
Константин Фофанов
Нарядили ёлку в праздничное платье:
В пёстрые гирлянды, в яркие огни,
И стоит, сверкая, ёлка в пышном зале,
С грустью вспоминая про былые дни.
Снится ёлке вечер, месячный и звёздный,
Снежная поляна, грустный плач волков
И соседи-сосны, в мантии морозной,
Все в алмазных блёстках, в пухе из снегов.
И стоят соседи в сумрачной печали,
Грезят и роняют белый снег с ветвей...
Грезится им ёлка в освещенном зале,
Хохот и рассказы радостных детей.


Агния Барто
Дело было в январе,
Стояла ёлка на горе,
А возле этой ёлки
Бродили злые волки.
Вот как-то раз
Ночной порой,
Когда в лесу так тихо,
Встречают волка под горой
Зайчата и зайчиха.
Кому охота в Новый год
Попасться в лапы волку!
Зайчата бросились вперёд
И прыгнули на ёлку.
Они прижали ушки,
Повисли, как игрушки.
Десять маленьких зайчат
Висят на ёлке и молчат -
Обманули волка.
Дело было в январе -
Подумал он, что на горе
Украшенная ёлка.

***
Встали девочки в кружок.
Встали и примолкли.
Дед Мороз огни зажёг
На высокой ёлке.
На верху звезда,
Бусы в два ряда.
Пусть не гаснет ёлка,
Пусть горит всегда!

СНЕГ
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собрались мы в кружок,
Завертелись, как снежок.

А. Плещеев

ЕЛКА В ШКОЛЕ
В школе шумно, раздается
Беготня и шум детей...
Знать, они не для ученья
Собрались сегодня в ней.
Нет, рождественская елка
В ней сегодня зажжена;
Пестротой своей нарядной
Деток радует она.
Детский взор игрушки манят
Здесь лошадки, там волчок,
Вот железная дорога,
Вот охотничий рожок.
А фонарики, а звезды,
Что алмазами горят!
орехи золотые!
Прозрачный виноград!
Будьте ж вы благословенны,
Вы, чья добрая рука
Выбирала эту елку
Для малюток!..
Редко, редко озаряет
Радость светлая их дни,
И весь год им будут сниться
Елки яркие огни.

Иван Бунин

ВЕЧЕРНИЙ АНГЕЛ
В вечерний час над степью мирной,
Когда закат над ней сиял,
Среди небес, стезей эфирной,
Вечерний ангел пролетал,
Он видел сумрак предзакатный,
Уже седел вдали восток...
И вдруг услышал он невнятный
Во ржах ребенка голосок.
Он шел, колосья собирая
И васильки, и пел в тиши,
И были в песне звуки рая
Невинной, неземной души.
"Дитя,- сказал посланник Бога,
И грусть и радость затая,-
Куда ведет твоя дорога,
И где сложилась песнь твоя?"
Ребенка взор был чист и светел,
Но он в смущении стоял.
"Не знаю..." - робко он ответил.
"Благослови меньшого брата,-
Сказал Господь,- благослови
Младенца в тихий час заката
На путь и правды и любви!"
И осенил дитя с улыбкой
Вечерний ангел,- развернул
Свои воскрылья в сумрак зыбкий
И на закате потонул.
И как алтарь весенней ночи,
Заря сияла в вышине,
И долго молодые очи
Ей любовались в тишине.
И в созерцании впервые
Дитя познало красоту,
Лелея грезы золотые
И чистой радости мечту.

Даниил Хармс

ДВОРНИК - ДЕД МОРОЗ
В шубе, в шапке, в душегрейке
Дворник трубочку курил,
И, усевшись на скамейке,
Дворник снегу говорил:
"Ты летаешь или таешь?
Ничего тут не поймешь!
Подметаешь, разметаешь,
Только без толку метешь!
Да к чему я говорю?
Сяду я да покурю".
Дворник трубку курит, курит...
И глаза от снега щурит,
И вздыхает, и зевает,
И внезапно засыпает.
Глянь-ка, Маня... — крикнул Ваня.
Видишь, чучело сидит
И глазами-угольками
На метлу свою глядит.
Это вроде снежной бабки,
Или просто Дед Мороз,
Ну-ка дай ему по шапке,
Да схвати его за нос!"
А оно как зарычит!
Как ногами застучит!
Да как вскочит со скамейки,
Да по-русски закричит:
"Будет вам ужо мороз —
Как хватать меня за нос!"