понедельник, 21 декабря 2009 г.

Уроки по творчеству Ф.И.Тютчева учитель Кадейкина Р.И.

Автор: учитель русского языка и литературы Кадейкина Р.И. ОУ: МОУ – СОШ №6 г. Шарыпово Красноярского края Класс: 10 Участники творческой группы: Немчинова Мария Михайловна Леушина Анастасия Владимировна Тема: Этапы биографии и творчества. Основные темы лирики Ф.И. Тютчева. «Тютчев… создал речи, которым не суждено умереть» И.С. Тургенев Цель уроков: познакомить учащихся с биографией поэта; показать своеобразие его лирики; развивать у учащихся навыки анализа лирического произведения. Ход урока 1. Вступительное слово учителя: Стихи Тютчева о природе прочно вошли в нашу жизнь. Все мы знаем строки: «Люблю грозу в начале мая…», «Чародейкою Зимою…», «Есть в осени первоначальной…» и др. Для одних читателей на этом и заканчивается знакомство с поэтом, для других – названные стихи становятся началом более глубокого общения с Тютчевым. (Вставка видео «Усадьба Тютчевых» из диска «Библиотека электронных наглядных пособий «Литература») 2. Сообщение о жизненной и творческой судьбе поэта (представляет ученица). Обратим внимание на даты жизни поэта – 1803 – 1873. Тютчев не просто современник, а почти ровесник Пушкина. Поэтическую деятельность они начали почти одновременно. Фёдор Иванович Тютчев родился в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. (Вставка видео «Дорога в Овстуг» из диска «Библиотека электронных наглядных пособий «Литература») Он принадлежал к старинному дворянскому роду. Отец поэта, Иван Николаевич, получил образование в Петербурге в основанном Екатериной 2 греческом корпусе, а затем служил в гвардии. Дослужившись до чина поручика, он подал в отставку, т.к. был довольно мягкого характера и считал себя неспособным для армейской службы. Женившись на Екатерине Львовне Толстой, он был вполне счастлив в семейной жизни и боготворил жену. В их семье всегда царила спокойная и благожелательная атмосфера. Детство и юность его прошли в Москве. Тютчев получил отличное домашнее образование под руководством поэта и переводчика С.Е. Раича. В 1819-1821 гг. Тютчев – студент словесного отделения Московского университета. По завершении университетского курса он поступает на службу в Иностранную коллегию, а в июне 1822 года выезжает в составе русской миссии в Мюнхен и более двадцати лет живёт за границей. Сын бурного времени, он не был бесстрастным свидетелем социальных потрясений и глубоких душевных сдвигов, рождённых историей. Он не только обладал умом феноменальной силы, отзывчивости и зоркости, всегда нацеленным на коренные вопросы бытия, умом, позволявшим поэту подмечать потрясающие для него и парадоксальные для современников закономерности в судьбах цивилизаций, народов, отдельных людей, - он ещё обладал удивительным, редким (и тяжким) даром переживать историю в буквальном смысле слова как факт своей личной биографии: Блажен, кто посетил сей мир В его минуты роковые… 3.Основные мотивы поэзии Ф.И. Тютчева. Тютчев – певец природы. Многообразие проявления жизни природы в его лирике (сообщение ученика). Тютчев – поэт-мыслитель. Философскую основу его мировоззрения составляет особое отношение к природе. Страстная любовь к жизни и постоянная внутренняя тревога, обусловленная трагическим восприятием действительности; мучительная тревога, вызванная мыслью о кратковременности человеческого бытия, - вот что заставляет поэта всматриваться в природу, в которой он видит реальность, обладающую способностью вечно обновляться. В иные моменты природа кажется поэту силой, сочувствующей человеку, в иные – враждебной, но чаще всего – глубоко безучастной. Отсюда, казалось бы, парадоксальное заключение: Природа – сфинкс. И тем она верней Своим искусом губит человека, Что, может статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней. Отсюда благоговейное отношение к природе («Не то, что мните вы, природа…»). Отсюда и особые взаимоотношения человека и природы. Отношение к природе, которая жива сама по себе, одушевлена сама по себе, приводит к излюбленному у Тютчева приёму описания: природа показана в переходные моменты своей жизни. Это очень хорошо видно при изображении, например, времён года. Времена года в лирике Ф.И.Тютчева (сообщение ученика) Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре времени года. Весна. В стихотворении «Весенние воды» - ручьи – первые вестники весны оповещают о приходе праздника природы. Мы видим и слышим звуки природы от апрельского бурного таяния снегов (1,2 строфы) до тёплых, тихих майских дней (3 строфа). Шум природы передаёт само звучание стихов. Аллитерации «бегут…будят…брег…бегут…блещут», «гласят, гласят, гонцы», «весна, весна, весны, выслала вперёд!» - это будто праздничные трубы природы. В которые трубят её глашатаи. «Весенняя гроза» передаёт возвышенную по-тютчевски красоту мира. Мы видим «небо голубое», «перлы дождевые», «солнца нити золотые», лес, омытый дождём; слышим «первый гром грохочет», «гремят раскаты», птичий гам», «всё вторит весело громам», громокипящий кубок» проливается на землю. Весеннее действие, развернувшись на небесах, касается земли. Лето. Тютчевское лето также очень часто грозовое: «В душном воздухе молчанье», «Как весел грохот летних бурь», «Неохотно и несмело»… Стихотворение «Неохотно и несмело» создаёт олицетворённый образ природы. Место действия – земля и небо, они же - главные персонажи, гроза – это их сложные и противоречивые взаимоотношения. Природа полна движения ( ветер порывист, пламень молний летучий, пыль вихрем летит), полна звуков (гром гремит, раскаты громовые), красок (зеленеющие нивы, синяя молния, пламень белый). И снова поэт даёт почувствовать приближение праздника. Хотя «неохотно и несмело» смотрит солнце, «исподлобья» поглядывает на поля и гром «всё сердитей», а земля « принахмурилась», но всё же природу красит этот гнев – «зеленеющие нивы зеленее под грозой», и гроза несёт блаженство сияния: «И в сиянье потонула вся смятенная земля». Осень. Картины осени рисуются в стихотворении «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…» и снова видим действие на земле и излюбленное вертикальное движение с неба. Зима. Зимнюю природу Тютчев изобразил в стихотворении «Чародейкою зимою околдован лес стоит». Зимнее «чудо» совершается в состоянии волшебного сна природы, музыка стиха имитирует магическое действие Чародейки, которая чертит волшебные круги, кольца, очаровывая, гипнотизируя, погружая в сон, что особенно подчёркивают повторы: «околдован…околдован…очарован…весь опутан…весь окутан…неподвижною…немою». Так в чём же особенность изображения природы Тютчевым? - Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природу, услышать её голос. Природа у Тютчева – это живое, разумное существо. Она внутренне близка и понятна человеку, родственна ему. «В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…» - убеждён поэт. Стихотворение «Как океан объемлет шар земной…» (Видео и звуковая запись из диска «Библиотека электронных наглядных пособий «Литература»). Величественный пейзаж – воплощение внутреннего мира человека во время сна. Все эти бездны в нём. Но и сам человек, житель Земли, со всех сторон окружён действительной, настоящей бездной – Вселенной. Пейзаж, нарисованный Тютчевым, внутри и снаружи человека. Человек, таким образом, по мысли поэта, есть место встречи двух бездн, он – граница между двумя мирами, и он – соединение и объединение этих двух миров. Любовная лирика Ф.И.Тютчева. Одной из центральных в зрелой лирике Тютчева стала тема любви. Любовная лирика отразила его личную жизнь, полную страстей, трагедий, разочарований. Графиня Амалия Лерхенфельд. Они познакомились в 1823 году. Двадцатилетний Фёдор Тютчев уже освоил свои немногочисленные служебные обязанности и стал чаще появляться в свете. Тютчев был настолько очарован юной графиней, что решился просить руки. Однако русский дворянин показался её родителям не такой уж выгодной партией для их дочери, и они предпочли ему барона Александра Крюденера, секретаря посольства, товарища Тютчева. По настоянию родителей Амалия, несмотря на нежные чувства, которые она питала к Тютчеву, дала согласие на брак. Время покажет, что ни она, ни он не забудут своей любви. В течение долгой жизни они встречались не часто. Но эти редкие встречи радовали обоих. 26 июля 1870 года, возвратившись в гостиницу после прогулки с Амалией, он написал своё стихотворное признание: Я встретил вас – и всё былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое – И сердцу стало так тепло… Элеонора Петерсон. В 1825 году, получив отказ на брак с Амалией. Тютчев уехал в отпуск в Москву. Вернулся в Мюнхен он в 1826 году. А 5 марта состоялась свадьба поэта и вдовы русского дипломата Элеоноры Петерсон. В 1838 году на долю семьи Тютчева выпало жестокое испытание – Элеонора пережила пожар на корабле, где находилась с тремя детьми; этот несчастный случай подорвал её здоровье, и в сентябре Элеонора скончалась. По семейному преданию, «Тютчев, проведя ночь у гроба первой жены, поседел от горя». Тютчев тяжело пережил утрату жены, всю жизнь вспоминал её с умилением. 10-летней годовщине смерти Элеоноры посвящено стихотворение «Ещё томлюсь тоской желаний…». Ещё томлюсь тоской желаний, Ещё стремлюсь к тебе душой – И в сумраке воспоминаний Ещё ловлю я образ твой… Твой милый образ, незабвенный, Он предо мной везде, всегда, Непостижимый, неизменный, - Как ночью на небе звезда… Эрнестина Дернберг «Воздушная и светлая» любовь к Элеоноре не смогла целиком заполнить душу поэта. В 1836 году он встретил Эрнестину Дернберг. Ей он посвятил стихотворения: «Люблю глаза твои, мой друг…», «1 декабря 1837г.». Люблю глаза твои, мой друг, С игрой их пламенно-чудесной, Когда их приподымешь вдруг И, словно молнией небесной, Окинешь бегло целый круг… В 1839 году Тютчев обвенчался с Эрнестиной. В октябре 1844 года Тютчев с женой и младшими детьми переселяется в Россию. Своих старших дочерей поэт привозит осенью 1845 года. Анна будет жить пока с отцом и мачехой, а Дарья и Екатерина - учиться в Смольном институте. Вместе с дочерьми Тютчева воспитывалась в Смольном институте и Елена Александровна Денисьева. Елена Александровна Денисьева. Когда Тютчеву было 47 лет, началось любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. Денисьевский цикл – вершина любовной лирики Тютчева. Я очи знал, - о, эти очи! Как я любил их, - знает Бог! От их волшебной, страстной ночи Я душу оторвать не мог… Один из очевидцев вспоминал, что влюблённость поэта породила в Елене Денисьевой «такую глубокую, такую самоотверженную, такую страстную и энергетическую любовь, что …он остался навсегда её пленником». Этим чувством проникнуто стихотворение «Последняя любовь»: О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней… Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней! Однако с семьёй Тютчев не порывал и никогда не смог бы решиться на это. Подобно тому, как раньше любовь к первой жене жила в нём рядом со страстной влюблённостью в Эрнестину Дернберг, так теперь привязанность к ней, его второй жене, совмещалась с любовью к Денисьевой. В глазах высшего петербургского света их открытая связь была вызывающе скандальной, причём вся тяжесть осуждения и отвержения пала на плечи Денисьевой. Под влиянием двусмысленного положения в свете в Денисьевой развились раздражительность, вспыльчивость. Всё это ускорило ход её болезни (чахотка) , и в 1864 году она умирает. Прожитая поэтом драма запечатлелась в денисьевском цикле, одном из вершинных достижений любовно-психологической лирики в русской и мировой литературе. Стихи этого цикла звучат как исповедь. Чтение стихов. «О. как убийственно мы любим…», «Не говори: меня он, как и прежде любит…», «Чему молилась ты с любовью…», «Последняя любовь», «Ты со мной». Все стихи исполнены трагизма, боли, горечи лирического героя. Он запутался в своих отношениях, двойственном положении, испытывает чувство вины: О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей. Эти стихи пронизаны мукой и болью, тоской и отчаянием, воспоминаниями о былом счастье, непрочном, как и всё на земле. Любовь в стихах Тютчева – стихийная страсть, дисгармония и поединок роковой. Лирическая героиня угасает, тает, душа её измучена общественным порицанием света: Чему молилась ты с любовью, Что, как святыню, берегла, Судьба людскому суесловью На поруганье предала. Чтение стихотворения «Весь день она лежала в забытьи» Стихотворение посвящено воспоминаниям о последних часах жизни Е.А. Денисьевой. Написано в Ницце в 1864 году. В нём звучит боль об утрате близкого человека. Да, так любить, как любила Денисьева, может не каждая женщина: Любила ты, и так, как ты, любить – Нет, никому ещё не удавалось! О. господи!.. и это пережить… И сердце на куски не разорвалось… Нести, его верная жена, в великой любви к нему возвысилась до понимания его испепеляющих сердце страданий. Удары судьбы, сыпавшиеся на поэта, она ослабляла своим присутствием, своей готовностью защитить, простить. Это она, в минуту его великого горя после утраты Лёли, сказала любопытствующим и злорадствующим: «… его скорбь для меня священна, какова бы ни была её причина» Величие и красоту её души поэт оценил давно: Не знаю я, коснётся ль Благодать Моей души болезненно-греховной, Удастся ль ей воскреснуть и восстать, Пройдёт ли обморок духовный? Но если бы душа могла Здесь, на земле, найти успокоенье, Мне благодатью ты б была – Ты, ты, моё земное провиденье!.. Заключительное слово учителя. В своей известной «Надписи на книжке стихов Тютчева» (1883г.) Афанасий Фет сказал: Здесь духа мощного господство, Здесь утонченный жизни цвет. Это замечательно верное определение. В высших творениях Ф.И.Тютчева сочетаются мощь и утончённость, казалось бы, совершенно несоединимые качества. Поэзия Тютчева принадлежит к числу лучших созданий русского поэтического гения. Использованные источники: 1. Диск «Библиотека электронных наглядных пособий «Литература» ООО «Дрофа», ООО «Физикон», 2004 2. Чагин Г.Фёдор Иванович Тютчев. М.,1990 3. Харитонова О.Н. Любовная Лирика Ф.И. Тютчева 10 класс // Литература в школе . М., 1998 №1 с.118-124. 4. http://www.museum.ru/M1792 официальный сайт литературного музея Ф.И. Тютчева в с. Овстуг Брянской области 5. http://www.ruthenia.ru/tiutcheviana/?nocalendar=1 «Тютчевиана» сайт рабочей группы по изучению творчества Ф. И. Тютчева

Комментариев нет:

Отправить комментарий