среда, 25 мая 2011 г.

С праздником, коллеги!


Уважаемые коллеги, с праздником!

Общероссийский День библиотек - профессиональный праздник работников российских библиотек.

Все у них всегда в порядке,

Книжки выстроены в ряд,

Четкость записей в тетрадке


- Это их святой обряд

Тот, кто книгам друг сердечный,

Частый гость здесь, в этот день

Поздравляем всех, конечно,

Это праздник всех людей!


Желаю всем: и коллегам, и читателям - здоровья, успехов! Пусть издаётся как можно больше книг, а читатели приходят в библиотеку, как можно чаще!

понедельник, 9 мая 2011 г.

С праздником ПОБЕДЫ!

День 9Мая:это - память, это - слёзы и этот день никого не оставляет равнодушным. Каждая семья оказалась причастной к датам 22июня и 9Мая.

Предлагаю сценарий проедения Урока памяти "Дети сороковых, пороховых".

22 июня … Этот день вечно будет отбрасывать нашу память к 1941-му году. А значит, и к 9 мая 1945 года. Между двумя датами - прочная нить. Без одной не было бы и другой. Точнее сказать – другой просто не могло не быть. Потому что наш народ сделал, казалось, все невозможное, чтобы выстоять и победить.
( фонограмма: метроном)
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку
приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот
миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут
осталось!...
Степан Щипачев

( Из заявления Советского правительства 22 июня 1941 года: Левитан)
Фонограмма песни «Вставай, страна огромная…
«Жестокость является благом для будущего…Войну против России нельзя вести по-рыцарски. Ее нужно вести с беспощадной, безжалостной и неукротимой жестокостью…У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание – убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик, убивай…», так напутствовал Гитлер своих солдат-завоевателей перед нападением на нашу страну.
Фашистские варвары разрушили и сожгли свыше 70 тысяч городов, поселков и деревень нашей Родины.
Они разрушили 84 тысячи школ, 334 высших учебных заведений.
( Показ слайдов, видеоматериалов : дети, война)
Я видел седых детей…
Не белобрысых, не русых.
На стыках военных путей,
В болотах лесов
белорусских…
Я видел седых детей.
Пресней дождевой воды
Спирт показался во фляге,
Когда привели седых
Детей в партизанский
лагерь.
В глазах заморожен крик –
Пронзительнее штыка,
И рыжий, как солнце,
комбриг
Не допросил «языка».
Сказал по-русски:
«Взгляни».
Тот понял и посмотрел…
Седые дети, они
Знали слово «расстрел».
Не спали среди тишины
Седые дети войны.
А. Балин
Дети войны – самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нем есть любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Их повзрослевшее детство наполнено тяжелыми испытаниями, такими, что придумай их даже очень талантливый писатель, в них трудно было бы даже поверить. Но это было, было в истории нашей страны. И это не должно
повториться.
Мальчики и девочки стремились во всем помогать взрослым в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Юные пионеры становились разведчиками, юнгами на военных кораблях, становились «сыновьями» полков, партизанами, помогали укрывать раненых.
За боевые подвиги тысячи пионеров награждены орденами и медалями. Многие пионеры отдали свои жизни в борьбе с захватчиками.
( Ребята рассказывают о детях-героях Великой Отечественной войны. Идет показ слайдов)
Леня Голиков: жил в деревне Лукино, недалеко от Старой Руссы. Когда началась Великая Отечественная война и фашисты захватили его родные места, Леня с товарищами ушел к партизанам. Он ходил в разведку, а однажды обстрелял машину, убив фашистского генерала и доставил в лагерь его портфель с необычайно ценными бумагами. Юный пионер-герой погиб смертью храбрых 24 января 1943 года в неравном бою с гитлеровцами под селом Острая Лука.
Марат Казей: перешел в 5-й класс, когда началась война. Фашисты ворвались в родное село Станьково у шоссейной дороги на Минск.
Гитлеровские палачи повесили его мать, и Марат ушел к партизанам. Много раз он ходил в разведку, взрывал вражеские поезда, предупреждал об опасности. Он геройски погиб 11 мая 1944 года.
Валя Котик: когда фашисты заняли Шепетовку, Вале Котику было 11 лет. Но подпольщики поверили ему. Однажды Валя и его два товарища убили начальника шепетовской жандармерии. Начались аресты, и подпольщикам пришлось уйти в лес, к партизанам. В одном из боев Валик прикрыл собой командира и был тяжело ранен, но через несколько месяцев вернулся в отряд. Валя Котик погиб в бою за город Изяслав.
Зина Портнова: жила и училась в Ленинграде, за Нарвской заставой. Летом 1941 года приехала на каникулы в деревню Зуи Обольского района, к бабушке. Когда фашисты заняли район, девочка стала помогать подпольщикам. Потом ее переправили к партизанам, и два года Зина была разведчицей. Выдал ее предатель. Зину арестовали. Начальник гестапо допрашивал девочку. Сначала уговаривал, потом вынул пистолет и угрожал. Когда он отвернулся, Зина схватила пистолет и убила гестаповца, потом- вбежавшего на выстрел офицера и кинулась бежать, отстреливаясь. Фашисты схватили Зину и расстреляли 13 января 1944 года, под Полоцком.
Володя Дубинин: как только началась война отец Володи, капитан парохода, ушел на военный флот. Бои приближались, море близ Керчи отражало их зарево, фашисты подошли к городу. Вместе с партизанами 50 дней и 50 ночей пробыл в каменоломнях Володя. Его назначили командиром маленькой группы юных разведчиков. Они высматривали все, что было нужно узнать партизанскому командованию, а затем, никем не замеченные, снова возвращались под землю. В канун нового 1942 года Керчь освободили, при разминировании каменоломен Володя погиб.
Вася Коробко: Это было суровым летом 1941 года. Фронт вплотную подошел к селу Погорельцы, раскинувшемуся среди пышных полей Черниговщины. Фашисты установили в селе свой порядок и задумали окружить и уничтожить партизан. Васю гитлеровцы взяли в проводники. Он коротким путем привел фашистов к болоту и резко изменил маршрут, наткнувшись на полицаев, гитлеровцы в темноте приняли их за партизан и открыли по ним бешенный огонь. Партизаны же, услыхав начавшуюся перестрелку, спокойно ушли в лес. Вместе с ними ушел и Вася. Много подвигов совершил юный герой. Вместе со своими боевыми товарищами он пустил под откос 9 вражеских эшелонов, уничтожил не одну сотню гитлеровских вояк. Но однажды Вася не вернулся с боевого задания. Партизаны успешно выполнили задуманную операцию, но фашисты спотхватились и открыли стрельбу. Партизаны отходили в лес, в группе прикрытия был Вася. Очередь фашистского пулемета сразила юного партизана. Вася погиб как герой, как настоящий солдат.
Судьбы детей военной поры похожи, война стала общей биографией. Даже если они находились в тылу, все равно это были военные дети. Они работали на заводах, помогали в госпиталях ухаживать за ранеными, пахали землю, сеяли и убирали хлеб. Главным лозунгом тех лет был призыв: « Все для фронта, все для победы». У станков работали даже дети 12-13 лет:
Зачем ты, война у мальчишек
их детство украла?
И синее небо, и запах простого
цветка?
Пришли на заводы работать
мальчишки Урала,
Подставили ящики, чтобы достать
до станка…
В. Радкевич
( Показ слайдов, видеоматериалов о том, как дети работали на заводах, в колхозах).
« Ленинградские дети»,- когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. В блокадном Ленинграде оставалось 2 миллиона 544 тысячи жителей, в том числе 400 тысяч детей.
Голод терзал, насмерть убивал детей на глазах у матерей. И дети видели муки своих матерей. Маленькие ленинградцы сражались в блокадном городе, сражались с голодом, с холодом, со смертью, как Таня Савичева.
Дневник этой девочки нельзя читать без боли и содрогания.
(Показ слайдов дневника, чтение)
« Если просто хочешь есть, это не голод. Голод – это когда изо дня в день голодают голова, руки, сердце – все, что у тебя есть, голодает. Сперва голодает, потом умирает…». Савичевы умирали один за другим. Таня не сдавалась, она высохла, вымерзла, стала тоненькой и совсем легкой, но жила.
Таня Савичева не стреляла в фашистов, не была разведчиком у партизан. Она просто жила в родном городе в трудное время. Но может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нем жила Таня Савичева и жили много других девчонок и мальчишек, которые так и остались навсегда в своем времени. Они сейчас стали ветеранами – дети войны. А память хранит все в сердце.
( Чтение стихотворения Сергея Смирнова «Таня Савичева")

Н а берегу Невы
В музейном зданье,
Хранится очень скромный дневничок.
Его писала
Савичева Таня.
Он каждого пришедшего влечет.
Пред ним стоят сельчане, горожане,
От старца – до наивного мальца.
И письменная сущность содержанья
Ошеломляет души и сердца.
Это - всем живущим в назиданье,
Чтобы каждый в суть явлений вник, -
Время возвышает образ Тани
И ее доподлинный дневник.
Над любыми в мире дневниками
Он восходит, как звезда, с руки.
И гласят о жизненном накале
Сорок две святых его строки.
В каждом слове – емкость телеграммы,
Глубь подтекста,
Ключ к людской судьбе,
Свет души, простой и многогранный,
И почти молчанье о себе…
Это- смертный приговор убийцам
В тишине Нюрнбергского суда.
Это- боль, которая клубится.
Это – сердце, что летит сюда…
Время удлиняет расстоянья
Между всеми нами и тобой.
Встань пред миром, Савичева Таня,
Со своей немыслимой судьбой!
Пусть из поколенья в поколенье
Эстафетно шествует она,
Пусть живет не ведая старенья,
И гласит про наши времена!
Сергей Смирнов

Воспоминания детей, находившихся на оккупированной территории.
Вспоминает Аня Павлова, которой было 9 лет, когда началась война. «Собаки рвали детей, а немцы хохотали. Сядем над разорванным дитяткой и ждем, когда сердце у него остановится… Снегом присыпем…Вот ему и могилка до весны…».
Вспоминает Надя Савицкая, ей тогда было 12 лет: «Жили мы за деревней в немецких блиндажах, потому что деревня вся сгорела. Ничего у нас не уцелело, нашли в лесу солдатские каски и в них варили. В лес за ягодами за грибами ходить боялись. Пооставалось много немецких овчарок, они бросались на людей, загрызали детей маленьких. Если мы в лес шли, то собирались большими группами. Матери нас учили, что надо ходить по лесу и кричать, тогда собаки пугаются. Пока ягод насобираешь, так накричишься, что голос потеряешь, охрипнешь. А собаки были большие, как волки…».

Варварство
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных… Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня…
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,-
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!
Он плачет и, как лист, сдержать не может
дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
-Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? –
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь
ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.-
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь,
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул.
Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей..

Муса Джалиль
Октябрь 1943 г.
( при чтении стихотворения показываются слайды о детях, переживших оккупацию)
Документы свидетельствуют: «Сотни тысяч детей в возрасте от грудного ребенка до 16 лет истребили немцы в лагерях, на оккупированных территориях. В лагере прибывших отправляли в газовые камеры, а здоровых подростков изнуряли на тяжелых работах. В Саласпилсе детям делали впрыскивание жидкости, от которой они истекали поносом. Давали им отравленную кашу, и от этого в день умирало по 150 человек. Детей, родившихся в лагере, сразу же умерщвляли.
Фашисты организовали в лагере Саласпилс фабрику детской крови. Даже у детей грудного возраста бралась кровь в размере 100-150 граммов, от чего часть детей погибала сразу, а большинство после повторного изъятий крови. Экспертной комиссией установлено, что с конца 1942 года по 1944 год у 12000 детей, содержавшихся в Саласпилском лагере было выкачано не менее 3500 литров крови.
Фашизм –это когда расстреливают детей, когда их убивают и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом. Фашизм – это когда дети становились донорами для немецких солдат. Кровь брали, пока ребенок не умирал.
Во время Второй мировой войны всего в мире погибло 13 миллионов детей. Кто теперь скажет, сколько белорусских, польских или французских? Погибали дети – граждане Мира.

Память павших в годы Великой Отечественной войны почтим минутой молчания.
( фонограмма « Голос о Победе»)
( выходят дети с рисунками и читают стихотворение:

Я нарисую яркое солнце!
Я нарисую синее небо!
Я нарисую свет в оконце!
Я нарисую колосья хлеба!
Мы нарисуем осенние листья,
Школу, ручей, друзей беспокойных.
И зачеркнем нашей общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь и войны.
Поднимем рисунки выше,
Чтобы все их видеть могли,
Чтобы всем был сегодня слышен
Голос юных граждан земли.
Пусть дети повсюду встречают рассвет
Улыбкой ясной, спокойной.
Давайте же скажем все вместе – нет!
НЕТ! НЕТ! НЕТ!
Грабительским войнам!

(При составлении урока использовались материалы журнала "Читаем, учимся, играем" вып4(2003),с.55-61, диск "От Кремля до Рейхстага".